Людмила Дубинина
Формирование словообразования с помощью подвижных игр у детей с задержкой психического развития.
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье ребё нка зависит от ряда факторов: биологических экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и ра6отоспособность растущего организма, двигательная активность — естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Публикация «Формирование словообразования с помощью подвижных игр у детей с задержкой психического развития,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Подвижные игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является необходимая коррекция отклонений в развитии ребёнка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному речевому развитию. Как известно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоцнонально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена память вербальная, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У детей с ЗПР ограниченный словарный запас, нарушено звукопроизношение, плохо развит фонематический слух, наблюдаются аграмматизмы в речи. Как правило, это вызвано врождённой патологией неблагоприятными условиями развития ребенка (двуязычие в семье, наличие дефектов речи и слуха у родителей, педагогической запущенностью).
Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей деятельности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе процессов обобщения, сравнения, дифференциации у детей с задержкой психического развитая обнаруживаются особенности процессов словообразования. Исследования словообразования (Е. В. Мальцева, Е. С. Слеловип, Е. Ф. Соботовин, А. Ф. Червопольская в др.) показывают, что у детей с ЗПР процесс словообразования задерживается и затягивается во времени. Что такое словообразование?
Словообразование, как особый раздел наука о языке, включает две составные части - морфемику и непосредственно словообразование. Морфемика — наука о частях слова - морфемах, т. е. учение о строении, структуре слова. Предметом словообразования является слово, способы его образования. Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим. Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты - дериватами. К основным словообразовательным процессам относятся (префиксация, суффиксация и т. д., словосложение, конверсия и некоторые др.
Далее я опишу, что создаёт «зону ближайшего развития для каждого воспитанника. Подвижная игра с дидактической направленностью (ПИДН) (термин В. И. Ковалько, предложенный ею в исследованиях по здоровьесберегающим технологиям) помогает традиционное воспитание и обучение приблизить к развивающему, что особо важно для детей с задержанным психическим развитием. Она создаёт «зону ближайшего развития» для каждого воспитанника, совершенствует познавательные процессы детей (внимание, память, мышление, воображение и т. д., формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально - пассивных детей к речедвигательной активности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Подобного рода игры способствуют параллельному двигательному, сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка познавательного цикла. Теперь пришло время поделиться своим опытом в проведении ПИДН по формированию словообразования у детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы. Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой.
Подвижная игра «Принеси кораблик».
Инвентарь: бумажные кораблики по количеству детей.
Цель: развивать память и мышление, тренировать навыки словоизменения и практически использовать в речи глаголы с разными приставками: отплыл, приплыл, заплыл, доплыл; стимулировать функции речедвигательного аппарата.
Описание игры. Вначале можно прочесть стихотворение о кораблике.
Дети находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне на расстоянии 3-4 м раскладываются бумажные кораблики. Педагог предлагает кому-либо из детей добежать до игрушки по дорожке, обозначенной линиями, взять одну и принести ему, а потом громко и ясно произнести, изменив слово, плыл, например, : плыл — доплыл. Усложнение. Можно составить предложение (Кораблик отплыл от берега и поплыл). Так все дети по очереди образовывают новые слова, В конце дети «выходят в море», двигаясь по всей группе. Педагог помогает, хвалит детей за сообразительность, подводит итоги.
Подвижная игра «Я—хозяин леса строгий».
Цель: развивать слуховое внимание, восприятие, память и тренировать навыки словоизменения и словообразования, развивать координацию движений.
Инвентарь: картинки с изображением детёнышей зверей или шапочки – маски животных, обручи по количеству детей.
Словарная работа : ежом, волком, лисой, медведем, белкой, зайцем,
барсуком.
Описание игры: Педагог предлагает надеть картинки с изображением детёнышей зверей, спрашивает, знаете ли вы этих зверей, назовите их (дети по очереди называют). Подумайте, когда они вырастут, кто кем будет. Сейчас вы будете бегать врассыпную, а как услышите громкое рычание, побежите в свои домики (обручи, лежащие на полу, медведь будет к вам подходить и спрашивать «Кто кем ты будешь?» Если ты — ежонок то будешь кем? - ежом и т. д. После того, как дети под музыку побегали врассыпную, затем услышали определенный звук, заняли места в домиках - медведь произносит:
Я — хозяин леса строгий,
Мишка бурый, мохноногий.
Люблю я всех зверей в лесу:
Волков, зайчат
Лосей, бельчат
И даже хитрую лису!
Педагог помогает, хвалит детей за находчивость, подводит итоги.
Физкультминутки.
Цель: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах и словах, тренировать навыки словоизменения и словообразования, развивать слуховое внимание и фонематический слух, память, способствовать выработке физической воспитанности, развивать координацию движений, воспитывать активность и самостоятельность.
Игры с мячом.
Игра «Большой - маленький»
Мяч — мячик, чулан - чуланчик, колокол - колокольчик; заяц, чуб, звонок,
стул, песок.
Игра «Один - много»
Речка - речки, печка - печки, калач, драчун, плечо, кочан.
Игра «Мой — моя»
речка — моя речка, кирпич - мой кирпич, брючки - мои брючки.
Ребенок произносит слоги, взрослый заканчивает фразу:
Чу — чу — чу — я сейчас зажгу свечу.
Ча — ча — ча — не горит ярко свеча.
Чи — чи чи —сели мы вокруг свечи.
Чё — чё — чё — ах, горит как горячо!
Игры с обручем.
Игра «Помоги сказать».
Дети в кругу перекатывают обруч, по сигналу бубна они делают остановку. Тот, у кого в этот момент оказывается обруч, договаривает последний слог.
Педагог начинает чистоговорку
Чу — чу — чу — я сейчас зажгу свечу. чу.
Ча — ча — ча—не горит ярко све…ча.
Чи – чи — чи — сели мы вокруг све. чи.
Чё — чё — чё - ах, горит как горя. чо!
Игра «Эхо».
Цель: учить навыкам словообразования (отчеств мужского рода, упражнять в правильном произнесении звука [ч] в словах, тренировать навыки словоизменения и словообразования, развивать слуховое внимание и фонематический слух, память.
Николай — Николаевич, Степан-, Роман-, Пётр-, Игорь-.
При правильно построенной коррекционно - развивающей работе достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком у детей с задержкой психического развития является достаточно высоким, и русский язык становится для него действительно, родным.
Список литературы
1. Аксенова Л. И., Назарова Н. М., Богданова Т. Г., Морозов С. А.
специальная педагогика. Т. 2. Общие основы специальной педагогики. — М. : Издательский центр «Академия», 2008-352 С.
2. Борякова М. Ю. Дети с ЗПР. -М., 1984.
3. Былеева П. В. Подвижные игры - М. ,1974. - 207 с.
4. Жаренкова Г. И. Действие детей с ЗПР по образу и словесной инструкции// Дефектология. - 1973.
5. Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. - СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС». 2008.