Юлия Захарова
Особенности усвоения системы морфологического словообразования в детском онтогенезе.
▼ Скачать + Заказать документы
Становление словообразовательных процессов в онтогенезе с психофизиологической, психолингвистической, психологической точки зрения освещается в исследованиях многих авторов (А. Орлова, Н. Попова, Е. Соботович, О. Шахнарович и др.).
Развитие словообразования в онтогенезе тесно связано с развитием познавательной деятельности ребенка, особенно мыслительных процессов. Так, при формировании словообразования осуществляются сложные процессы анализа предметов, признаков, действий окружающей действительности, соотнесение их с единицами и элементами, выделением значимых компонентов слова (морфем, соотнесение этих элементов. Весь период развития детской речи от 2 до 5 лет характеризуется овладением большим количеством слов, различных по морфологическому строению. На данном этапе ребенок усваивает морфологическую форму слова, конкретное значение, предметную отнесенность, но не усваивает абстрактного значения. К усвоению абстрактного значения слова ребенок переходит только в конце дошкольного возраста, когда у него начинают формироваться сложные логические отношения. Усвоение системы морфологического словообразования начинается с двух лет. В речи ребенка с нормальным речевым развитием в 1 г. 9 мес. – 2 г. появляются первые производные слова. А уже после 2 лет особенно широко разворачивается собственное словотворчество. В возрасте 2 л. 6 мес. – 3 л. 5 мес. – 4 л. интенсивно начинают появляться производные слова, несуществующие в языковых нормах (детские неологизмы, то есть самостоятельно создаваемые детьми «языковые единицы или модифицированные единицы взрослой речи» (покупатель, вспоминатель, мясорубить, рыбенок). Это связано не только с познавательной активностью ребенка, но и ее ориентацией на значимые морфологические элементы языка и оперирования ими для обозначения новых явлений окружающей действительности.
Публикация «Особенности усвоения системы морфологического словообразования в детском онтогенезе,» размещена в разделах
Овладение морфологическим способом словообразования приводит к резкому увеличению в объеме словаря детей 2-5 лет. По мнению Т. Ушаковой, образуя новое слово, ребенок учитывает только основное значение его корневой и аффиксной части, но не учитывает более тонкие закономерности фонологической или семантической сочетаемости словообразовательных морфем. Позже эти неологизмы начинают заменяться в речи ребенка на слова, адекватные нормальном лексиконе данного языка, когда он начинает замечать, что его неологизмы не соответствуют нормам родного языка. Именно поэтому уже к 4 годам система морфологического словообразования оказывается практически полностью усвоенной, за исключением редких и атипичных форм.
Общепризнанно, что ведущим механизмом словесных новообразований является аналогия. Исследователи (Ю. Жлуктенко, Ю. Зацний, О. Кубрякова, О. Мешков, Л. Полякова) отмечают, что овладев практическим способом анализа морфемы, сопоставлением слов однотипного морфологического ряда, ребенок начинает образовывать новые слова и словоформы по законам аналогии, неосознанно используя для этого значимые части слова : основы, суффиксы, приставки и тому подобное. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает образованием слов по аналогии на достаточном уровне.
Исследуя закономерности использования знаков языка в речевой деятельности ребенка, О. Шахнарович определил последовательность механизма овладения морфемами и выделил действия и операции, лежащие в основе этого процесса:
1. Ориентирование на звуковую форму слова, установление константных звукокомплексов в разных словах.
2. Сочетание звукокомплексов с некоторым определяемым компонентом действительности.
3. Установление жесткой взаимосвязи звукокомплексов со значением, обеспечение смысловым уровнем слухового восприятия.
4. Перенос этих звукокомплексов на различные слова при тождественной действительности (генерализация отношений). Осуществление этого механизма требует сформированности у ребенка операции образования по аналогии.
Анализируя особенности усвоения детьми с речевыми нарушениями системы морфологического словообразования, можно выявить различные отклонения на каждом из указанных этапов. Например, у детей с моторной алалией наблюдаются специфические ошибки в процессе словообразования и словоизменения, грубые нарушения морфологической структуры в целом.
Итак, на современном этапе развития науки словообразование рассматривают как особый вид речевой и мыслительной деятельности, который имеет ряд базовых операций: операцию выделения и распознавания морфем на слух со слов, которые звучат, и операцию интеграции (т. е. включения) словообразовательной части в состав нового (производного) слова. Усвоение морфологической системы словообразования предполагает овладение ребенком рядом действий и операций с языковыми знаками (в данном случае с морфемы).
Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования показал, что к концу дошкольного возраста ребенок с нормальным речевым развитием овладевает навыками морфологического словообразования. Однако дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в усвоении морфологической системы словообразования.