ильсия фаттахова
Методические рекомендации и упражнения «Нарушение слоговой структуры слова — коррекция, подготовка к коррекции»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение слоговой структуры слова : коррекция, подготовка к коррекции. Методические рекомендации и упражнения
Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Публикация «Методические рекомендации и упражнения „Нарушение слоговой структуры слова — коррекция, подготовка к коррекции“» размещена в разделах
Типы нарушений слоговой структуры слова
А. К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова :
1. Нарушение количества слогов :
• Сокращение (пропуск) слога : «моток» — молоток;
• Опускание слогообразующей гласной : «пинино» — пианино;
• Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове :
• Перестановка слогов : «деворе» — дерево;
• Перестановка звуков соседних слогов : «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога :
• Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
• Вставки согласных в слог : «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов : «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) : «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов) : «кабудка» — конура + будка.
Этапы работы над слоговой структурой слова
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
• подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
• коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
• формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
• развитие временно-пространственной ориентировки;
• развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
• «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку» : Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка).
• «Составь портрет» (ребенок составляет портрет из частей лица)
• «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т. д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
• «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
• Обрисовывание контура тела ребенка на большом листе бумаги
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
• «Поезд» ( Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
• «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов : «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
• «Найди клад» (ориентировка по схемам).
• «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).
• «Муха»(ребенок двигает фигурку мухи по команде- одна клетка вверх, одна клетка вправо и т. д.).
• «Продолжи»( ребенок выкладывает по кругу фишки по образцу: например одна красная, одна синяя и т. д.)
•
II. Развитие временно-пространственной ориентировки
• «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце)
• «Что сначала, что потом» ( Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
• «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)
III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
Направления работы:
• Совершенствование движений общей моторики
• Совершенствование мелкой моторики
• Развитие артикуляционной моторики
• Развитие чувства темпа
• Формирование чувства ритма
Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.
• «Делай как я»
Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции : «Делайте как я», «Продолжайте сами» : 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.
• «Умелые ручки»
Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.
• Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».
Развитие чувства темпа
Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
• «Мышка и кошка»
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
• «Кулачки — ладошки»
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук — стук, стук — стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук — стук — стук, стук — стук — стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.
Формирование чувства ритма
Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения, различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
• «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
• Графические упражнения на переключение : «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т. д., «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
• Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
• Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»
У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка,, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т. д.
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
• уровень гласных звуков;
• уровень слогов;
• уровень слов;
• уровень коротких предложений;
• уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Работа над гласными
• Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
• в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
• без зрительной опоры.
• Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
• Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
• «Музыкальный мяч»
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
• Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
• Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
• Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.
Работа над слогами
Работа проводится с разными типами слогов :
• с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
• с общим гласным (ка – та – ма – ва);
• обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
• закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
• прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
• слоги со стечением.
Приемы и упражнения :
• «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
• Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
• Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка» : ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).
Работа над словом
А. К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова :
• Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
• Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
• Односложные (дом, мак).
• Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
• Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
• Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
• Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
• Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
• Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
• Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
• Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
• Односложные со стечением в конце слова (зонт).
• Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
• Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
• Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
• Слоговые линейки.
• Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
• «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках : в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
• «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4) слогов)
• «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _)
• «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т. д.).
• «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
• Игра «Отхлопай слово»
• «Прошагай словечко»
Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
• «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса).
• «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
• Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.