ИРИНА ИВАНОВНА ТРИПУТЕНЬ
Классификация нарушений речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения речи — «собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека»1.
Выделяют следующие виды нарушений развития речи :
1) общее недоразвитие речи (ОНР);
2) фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).
Публикация «Классификация нарушений речи» размещена в разделах
1. Особенностью общего недоразвития речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся и к звуковой, и смысловой стороне.
Выделяют (по Р. Е. Левиной) три уровня речевого развития при ОНР:
1. полное отсутствие общеупотребительной речи;
2. частичная сформированность речи (небольшой словарный запас, аграмматическое построение фраз);
3. развернутая речь с элементами недоразвития ( выявляются во всей речевой системе: звукопроизношении, словаре, грамматическом строе, связной речи).
Лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая речь при нерезко выраженном общем недоразвитии не сформированы. В ряде случаев, патологический ход речевого развития протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы.
2. При фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФН) происходит нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Является достаточно распространенным нарушением и может наблюдаться у детей с различными видами речевых расстройств. Требует целенаправленной логопедической работы.
Характерными особенностями ФФН являются: неправильное произношение отдельных звуков; неправильное произношение одной или нескольких групп звуков; недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами; замена одного звука другим; смешение звуков; значительные трудности с фонематическим анализом и синтезом, а также при обучении чтению и письму.
Патогенетической основой нарушений речи являются : локальное поражение головного мозга, органическое поражение речевых зон коры головного мозга, органическое поражение нервной системы, мозговые заболевания (инсульт, опухоли) и травмы мозга, анатомические дефекты, например, нарушения строения артикуляционного аппарата, в том числе зубочелюстные аномалии, психо-травмирующие ситуации.
Причины возникновения аномалии: внутриутробные патологии; родовые травмы; соматические заболевания в первые годы жизни; сотрясения мозга; вегетативные дисфункции; неблагоприятная среда развития.
Виды нарушений по Л. И. Беляковой и Е. А. Дьяковой:
1) дислалия;
2) нарушения голоса;
3) риноналия;
4) дизартрия;
5) заикание;
6) алалия;
7) афазия.
1. ДИСЛАЛИЯ — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата.
Различают механическую дислалию, вызванную нарушением строения артикуляционного аппарата (неправильные прикус, неправильное строение зубов или твердого неба, короткая уздечка языка, аномально большой или маленький язык) и функциональную дислалию, связанную со спецификой языковой среды, в которой проходит развитие ребенка (неправильное речевое воспитание ребенка в семье, педагогическая запущенность, незрелость фонематического восприятия, одновременное изучение нескольких иностранных языков).
2. НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА могут быть в любом возрастном периоде от детского до старческого. В подростковый период изменения голоса связаны с эндокринной перестройкой организма.
Выделяют две большие группы голосовых нарушений :
по степени сохранности;
по причинам возникновения.
Нарушения голоса по степени его сохранности могут быть двух видов:
1) дисфония (частичное отсутствие голоса)
2) афония (полное отсутствие голоса).
По причинам нарушения :
1) органические — в основе возникновения дефекта лежат хронические воспалительные процессы голосового аппарата или его анатомические изменения, например, хронические ларингиты или состояния после хирургических вмешательств на гортани и мягком небе,
2) функциональные (голосовое переутомление, отдельные инфекционные заболевания, стрессы).
3. РИНОНАЛИЯ — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Причина: анатомический дефект (открытая либо прикрытая расщелина между носовой и ротовой полостью (на верхней губе, десне, твердом и мягком небе) часто сочетающаяся с зубочелюстными аномалиями. Проявляется риноналия в невнятности речи. В крайних проявлениях речь перестает быть понятна окружающим.
4. ДИЗАРТРИЯ — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Проявляется в виде расстройств звукопроизношения, голосообразования, темпоритма речи, интонации. Степень выраженности дефекта многовариативна и колеблется от анартрии— полной невозможности произнесения речевых звуков, до стертой дизартрии — мало
заметной нечеткости произношения. Может возникнуть в
любом возрастном периоде в результате органического поражения нервной системы.
5. ЗАИКАНИЕ — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (повторения звуков, слогов, слов; удлинения звуков; обрыв слов; вставки). Проявляется в определенных ситуациях, в результате чего, как правило, возникает реакция избегания таких ситуаций и ограничения общения.
В большинстве случаев, возникает у детей в возрасте от двух до шести лет в результате поражения определенных структур центральной нервной системы, изменений речевой нагрузки, психотравмы. Проявляется в виде су-дороги мышц при попытке начать речь или в момент речи. Сопровождается сопутствующими движениями. В ранний подростковый период (десять-одиннадцать лет) лет может начать формироваться логофобия — стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач.
6. АЛАЛИЯ — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов. Характерными особенностями являются позднее появление и замедленное развитие речи, ограниченный запас слов.
Выделяют две формы: экспрессивную и импрессивную (сенсорную).
При экспрессивной форме степень выраженности дефекта может варьироваться от полного отсутствия устной речи до связных высказываний, но с ошибками. Не формируется звуковой образ слова, слоговая структура слов упрощается, возникают пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, слов во фразе. Ребенок понимает и адекватно реагирует на речь, обращенную к нему, только в рамках конкретной ситуации.
При импрессивной форме слух полностью сохранен. Характеризуется расстройством фонематического восприятия. Проявляется дефектами в диапазоне от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Понимание речи либо отсутствует, либо ограничено. Высокий уровень чувствительности к звуковым раздражителям. Без специального коррекционного воздействия речь не формируется.
6. АФАЗИЯ — полная или частичная утрата речи (понимания или ее производства, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Формы выделяются по степени тяжести. Чаще возникает в пожилом возрасте в результате травм мозга или мозговых заболеваний, например, инсульта. У детей диагностируется, когда органическое повреждение мозга происходит после овладения речью. Проявляется в нарушении дальнейшего развития речи, распаду сформированной речи. Следствием афазии становятся нарушения поведения в виде агрессивности, раздражительности, конфликтности. Компенсаторные возможности во всех возрастных категориях резко ограничены. Помощь осуществляется в медицинских учреждениях.
Нарушения письма и чтения
1. ДИСГРАФИЯ — частичное расстройство процессов письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма. Типичными ошибками письма при дисграфии являются: смешение и замена букв; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности на-писания отдельных слов в предложении, разрыв слова на части, слитное написание слов; аграмматизм; смешение букв по оптическому сходству.
Выделяют виды дисграфии:
артикуляторно-акустическую (фонетические нарушения);
акустическую (несформированность процессов фонематического восприятия)
оптическую (замена и искажение сходных по начертанию букв).
2. АГРАФИЯ — полное нарушение процессов письма.
Причиной дисграфии и аграфии является недостаточная готовность психических процессов, формирующихся в процессе развития устной речи.
3. ДИСЛЕКСИЯ — частичное нарушение чтения. Проявляется в многочисленных стойко повторяющихся ошибках. Например, замены, перестановки, пропуски букв.
К формам дислексии относят:
фонематическую (путание букв, которые обозначают сходные по акустико-артиркуляционным пара метрам звуки; побуквенное чтение; вставки, пропуски, перестановки);
семантическую (механическое чтение, без понима
ния смысла);
аграмматическую (грамматические ошибки при чтении предложений);
мнестическую (незапоминание букв и невозможность
их сопоставления с соответствующими звуками);
оптическая (смешение сходных по начертанию букв).
4. АЛЕКСИЯ — полная неспособность овладеть чтением.
Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в логопедической помощи.
Характеристика детей с нарушениями речи, письма и чтения
1. Физические и моторные особенности. Слух и интеллект сохранны. Резко выражены отклонения в развитии речи. Вторичными дефектами являются ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, откло
нения в эмоционально-волевой сфере.
2. Уровень работоспособности. При речевых расстройствах, вызванных органическими поражениями мозга, у детей отмечаются возбудимость, двигательная расторможенность, низкая умственная работоспособность, высокий уровень утомляемости и раздражительности. Утомление нарастает к вечеру и к концу недели, проявляясь в усилении головных болей, расстройстве сна, повышении двигательной активности.
3. Уровень психического развития. Психическое состояние детей с органическим поражением речи неустойчиво, что негативно влияет на уровень работоспособности: в период психосоматического благополучия дети
могут достигать достаточно высоких результатов в учебе,
но сознание своей неполноценности в общении приводит к аффективным срывам, а впоследствии и к изменениям характера (замкнутости, негативизму). В некоторых случаях наблюдаются апатия и равнодушие. Нарушения в эмоционально-волевой сфере характеризуются расстройствами настроения, эмоциональной неустойчивостью, низким уровнем контроля за собственной деятельностью.
Дети с речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, плохие оценки, неуважительное отношение. В поведенческом плане проявляется негативизм, возбудимость, агрессия или повышенная застенчивость и нерешительность, высокий уровень тревожности.
4. Уровень развитие интеллекта. Интеллект сохранен, но вследствие затруднений в восприятии и воспроизведении речи как вторичный дефект развивается ограниченность мышления.
5. Уровень развития речи : речь неразвита. Преобладают простые предложения, низкий словарный запас.
6. Внимание неустойчиво, характеризуется высоким уровнем переключаемости.
7. Восприятие: объем восприятия в границах нормы, но в результате низкого уровня работоспособности объем его значительно снижен.
8. Память неустойчива.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) сформирована.
10. Особенности обучения в школе. При наличии не ярко выраженных дефектов речи возможно обучение в условиях массовой школы при условии целенаправленной и систематической логопедической работы. Сложные
речевые дефекты требуют обучения детей в специальных
образовательных учреждениях.
Вывод: При своевременной медико-психолого-педагогической работе в зависимости от степени выраженности дефекта может наступить полное или частичное его устранение.
Дети с дефектами речи дошкольного возраста могут обучаться: в яслях-саде для детей с нарушениями речи, логопедическом детском саде, группах для детей с нарушениями речи при детских садах общего типах.
Дети с дефектами речи школьного возраста обучаются в учебно-воспитательных комплексах (УВК) для детей с нарушениями речи, школах для детей с нарушениями речи (V вида, логопедических пунктах при общеобразовательных школах, группах для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.
Дети с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста могут получить специализированную помощь в системе здравоохранения (логопедические кабинеты при детских поликлиниках, стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализи-рованных центрах медицинских институтов, детские санатории) и в коррекционно-развивающих центрах, в которых оказывается комплексная помощь детям с нарушениями речи.
Категории детей со сложным дефектом, имеющие нарушения речи, например, с психическими нарушениями, дети со снижением слуха или зрения, умственно отсталые дети, с нарушением опорно-двигательного аппарата получают логопедическую помощь в специальных учреждениях по ведущему дефекту.
Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании медицинских показаний.
Классификации
1. Клинико-педагогическая классификация Г. В. Чиркиной.
2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р. Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.
1. Клинико-педагогическая классификация Г. В. Чиркиной (объединяет психолого-лингвистические и клинические критерии)
а) расстройство фонационного оформления речи : афония, дисфония (отсутствие или нарушение голоса); брадилалия (патологически замедленный темп речи); тахилалия (патологически убыстренный темп речи); заикание
(нарушение темпо-ритмической организации речи);
б) нарушения речи, обусловленные судорожным состоянием мышц речевого аппарата: дислалия (при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата нарушение произносительной стороны
речи); риноналия (нарушение тембра голоса и звукопроизнесения);
в) нарушения речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата: дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата и нарушения структурно-семантического оформления высказывания: алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга); афазия (полная или частичная утрата речи, в результате локальных поражений головного мозга).
2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р. Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.
При фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФН) происходит нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем.
Особенностью общего недоразвития речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся и к звуковой, и смысловой стороне.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы.
Нарушения письма и чтения в данной классификации трактуются как отсроченные проявления фонетико-фонематического недоразвития речи или общего недоразвития речи, обусловленные несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.