Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Классификация птиц по типу питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: раскрыть особенности внешнего строения, питания, размножения птиц в связи с приспособленностью к условиям различных экологических групп; учить детей называть птиц, о которых упоминается в сказке Н. Сладкова «Клест и дятел»; развивать мелкую моторику рук.
Материал и оборудование: книга «Лесные сказки и истории», обучающие карточки «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», альбомного листа с изображениями птиц, простой и цветные карандаши.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Классификация птиц по типу питания“» размещена в разделах
- Продукты питания
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Ребята, скажите, а все ли птицы едят одну и туже пищу? (Ответы детей.)
По характеру питания птиц условно подразделяют на три группы: растительноядные, хищные и со смешанным питанием (птиц, употребляющих как растительный, так и животный корм). Среди наших птиц по числу видов наиболее многочисленна последняя группа, что связано с сезонными изменениями кормовой базы.
2. Основная часть.
Далее педагог предлагает детям послушать сказку Н. Сладкова «Клест и дятел».
- Смотрю, Дятел, на твой нос и сравниваю со своим, - сказал Клест. - Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвертки. И все-таки мой кривой получше твоего прямого будет.
- И чего в нем, кривом, хорошего? - отвернулся дятел. - А из-под моего, прямого, только щепки летят!
- В этом-то и беда! - воскликнул Клест. - Ты стамеской своей деревья портишь, а я отверткой кривой всего лишь чешуйки на шишках отгибаю, семена достаю. Глядишь, одно-другое семечко уроню, - оно и прорастет. Выходит, я лес сажаю, а ты - враг. И все из-за твоего прямого носа!
Дятел от обиды даже долбить перестал.
- Полюбуйся-ка на свои труды! - не унимается Клест. - Осину исковырял словно ее топором тесали.
- Осина больная была. Я ее от сверлильщиков и точильщиков разных спасал. Этим вот самым носом.
- Спасибо, Дятел, - проскрипела Осина. - От смерти спас - совсем засыхала.
Клест от удивления клюв свой кривой разинул.
- Но он, долбонос, и здоровые деревья калечит! Вон как Березу изрешетил - словно дробью прострелянная. Вся береза в слезах.
- Не слезы это, - прошелестела Береза. - Просто капельки сока выступили из пробоин. Пробоинки заплывут, я и думать о них забуду.
- А я не забуду! - пискнула Бабочка-траурница. - Капельки эти весной от голода меня спасли. Спасибо, Береза!
- Спасибо, Дятел, - замахали усиками муравьи. - Целебный березовый сок нам силы вернул - очень мы за зиму отощали.
- Спасибо, Береза и Дятел, - запищали синички белощекие, долгохвостые и хохлатые. - Славно мы сладким соком поугощались!
Все кричали, пищали, свистели. Только Дятел смотрел на Клеста и молчал.
А Клест не хотел молчать, так и вертел своим кривым носом.
-Ты, - кричит, - глубокие дупла в деревьях выдалбливаешь! А сколько вас, дятлов, в лесу? Каждый по дуплу - и весь лес дырявый. Я, значит сажаю, а вы дырявите!
- Чем больше дупел в лесу, - крикнул Поползень, - тем больше нас, дуплогнездников! А чем больше нас - тем меньше лесных вредителей - тем лесу лучше! А чем лучше лесу - тем лучше всем! И тебе, Клест, тоже!
- Слыхал? - повернулся Дятел к Клесту.
Клест только крылышками развел.
- У-го-годил Дятел и мне! - выкрикнул Сыч. - В дуплах у меня морозильники. Мышей и полевок зимой замораживаю. Про запас. А от них лесу вред.
- Слыхал? - снова Дятел Клеста спросил.
Тут Синичка-Гаичка пищит:
- Гай, гай, где бы мы, пичужки, в мороз и вьюгу зимой прятались, где бы зимнюю ночь коротали? Спасибо ему, строителю-долбоносу!
- Слыхал? - повернулся Дятел к клесту.
А того уже и след простыл.
Педагог: Ребята, ответьте на вопросы:
• Дятел - полезная для леса птица?
• Чем питается дятел? Как он добывает пищу?
• Чем питается клест? Это - … (растительноядная птица).
• Чем питается сыч? Это - … (хищная птица).
• Кто, кроме дятла пользуется дуплами?
Педагог: Перед тем, как выполнить интересное занятие, предлагаю вам размяться.
Разминка «Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(«Летят» по кругу.)
А сугробы, тают, тают,
(Медленно приседают.)
А цветочки подрастают.
(Тянуться на цыпочках, руки вверх).
Пальчиковая гимнастика «Посчитаем ворон»
Мы ворон вчера считали,
Дружно пальцы загибали:
(Разворачиваем руки ладошками кверху.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять,
(Считаем каждый пальчик отдельно, загибая его. Начинаем с мизинцев.)
Всех ворон не сосчитать!
(Энергично сжимаем и разжимаем пальцы.)
3. Рисование «Кто чем питается».
На доске прикреплены карточки с разными по типу питания птицами.
Педагог раздает детям раскраски с теми же видами птиц. Надо нарисовать то, чем питаются птицы. И раскрасить картинку.
4. Рефлексия.
Педагог: Ответьте на вопросы:
• На какие три группы, по характеру питания условно подразделяют птиц?
• Приведите примеры растительноядных птиц.
• Приведите примеры хищных птиц.
• Приведите примеры птиц со смешанным питанием.
• Какая группа птиц наиболее многочисленна?
Список использованных источников
1. Лесные сказки и истории / В. Бианки, М. Пришвин, Н. Сладков. – М. : Издательство АСТ, 2018. - С. 88-91.