Ксения Коба
Сюжетное рисование как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Шинкарёва К. В.
воспитатель МБДОУ №75 "Лебёдушка" г. Сургут
Современное общество требует от сегодняшнего подрастающего поколения таких качеств, как инициативность, изобретательность, неординарность, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно.
Проблему развития творческих способностей исследовали мыслители, философы и ученые разных направлений на протяжении многих веков (Аристотель, Платон, Сократ, Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский М. Вертгеймер, Г. Г. Григорьева, В. Н. Дружинин, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, Я. А. Пономарёв, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флёрина, Е. Л. Яковлева и др.). Однако и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани. Если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все больше встает вопрос об условиях, методах их развития.
Публикация «Сюжетное рисование как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2018
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены две образовательные области, предполагающие развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает развитие становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, в том числе изобразительной.
Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление детей школьного возраста. Оно более независимо. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека
В настоящее время в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения детей, которые помогли бы достичь основной цели образования - подготовить подрастающее поколение к будущему и научить их использовать новые возможности, которые предоставляет жизнь. Поэтому развитие творческих способностей детей – одна из актуальных задач образования.
Мысль о том, что развитие личности творческой, неординарной в значительной степени зависит от содержания образования, не подлежит сомнению, поэтому данная проблема не просто изучается педагогикой, а занимает в ней одно из центральных мест. Так в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ статья 64 п. 1) сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.
Основная задача, стоящая перед педагогами дошкольных образовательных организаций, заинтересовывать ребёнка творческой деятельностью так, чтобы свои результаты доставляли ему удовольствие. А это необходимо для того, чтобы дети могли самостоятельно искать пути решения заданий, дополнять, изменять, преобразовывать знакомый материал и находить адекватные выразительно-изобразительные средства для воплощения образа в соответствии с замыслом рисунка.
Наиболее эффективное средство для развития творческих способностей является изобразительная деятельность. Следует отметить, что развитие способностей к изображению зависит от «ручной умелости». Т. С. Комарова выделяет три компонента этой способности:
- техника рисования - способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна;
- формообразующие движения - движения, направленные на передачу формы предмета и регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима);
- плавность движения, непрерывность - удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом и т. д.
Создавая сюжет, ребёнок развивает определённые способности: умение ориентироваться в пространстве, логически выстраивать сюжет, зрительную оценку формы передаваемого, чувствовать цвета. Такие особенности как: то, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот, и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве, доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт рисования. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет, целью которого - научить ребенка изображать свои впечатления от окружающей действительности
Сюжетное рисование оказывает большое влияние на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, оно способствует выработке у ребенка организованности, умение обдумывать и планировать последовательность выполнения рисунка, совершенствует технические приемы рисования. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются эстетические эмоции, художественный вкус, наблюдательность.
Для наиболее эффективного развития творческих способностей детей педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо активно вовлекать в процесс сюжетного рисования родителей. Для этого надо проводить консультации, родительские собрания или специальные беседы рассказывающие, почему так важно развивать творческие способности с детства, и какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, о необходимости расширять круг деятельности связанный с творчеством (аппликация, лепка, конструирование и т. п.)
Используемая литература:
1. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]/ Г. Г. Григорьева: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М. : «Академия», 2011. – 105 с.
2. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества: пособие для воспитателя детского сада [Текст]/ Т. Г. Казакова. – М. : «Просвещение», 2013. – 40 с.
3. Комарова, Т. С. Избразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст]/ Т. С. Комарова. – М. : «Педагогика», 2013. – 120 с.
4. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ В. Б. Косминская. – М. : «Просвещение»,2013-18с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки. рф/документы/6261.