Наталья Селезнева
Народные подвижные игры как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Селезнева Н. Н., воспитатель,
МБДОУ № 146 «Детский сад компенсирующего вида»
г. Кемерово
Аннотация:
Детство непосредственно связано с игрой. Дети младшего дошкольно-го возраста очень любят играть в различные игры, но больше всего они лю-бят народные подвижные игры. Народные игры по своему содержанию до-ступны детям. В игре дети совершенствуют свои творческие способности, умения, навыки, повышают двигательную активность, развивают физические качества. Через народные игры дети расширяют свой кругозор, получают представления об окружающем мире. Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова:
Творчество, способности, развитие, народные, подвижные, игра.
Введение
Тема, связанная с народными подвижными играми, как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, занимает заметное место в педагогической науке.
Это связано с тем, что:
1. Народный опыт всегда помогал народу выживать, получать эмоцио-нальный настрой. В подвижных играх совершенствуется эстетическое вос-приятие мира. Дошкольники познают красоту, образность движения, станов-ление чувства ритма. Народные подвижные игры готовят ребё нка к труду: дети располагают и убирают атрибуты в определенной очередности, совер-шают свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой дея-тельности. Детям интересно играть, ведь игра – это основная форма обуче-ния у детей младшего дошкольного возраста.
Поэтому, изучение и анализ теоретического материала по рассматрива-емому вопросу показали, что русские народные подвижные игры являются неотъемлемой частью интернационального воспитания дошкольников. [3]
2. Педагогические задачи решаются в процессе разнообразной деятель-ности детей, поэтому влияние воспитателя на развитие творческих способно-стей ребенка начинается с первых дней пребывания его в дошкольном учре-ждении. От педагогического мастерства воспитателя, его идейной убежден-ности и культуры зависит, какого уровня общего развития достигнет ребе-нок; какие нравственные качества он приобретет. Заботясь о здоровье и все-стороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, работники дошкольных учреждений должны стремиться сде-лать счастливым детство каждого ребенка. [5]
3. В дошкольном учреждении созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей : предусмотрена площадь, свободная от мебе-ли и игрушек.
Вся созданная предметно – развивающая среда вызывает у детей чув-ство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, же-лание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способ-ствует развитию задатков у детей, расширяет возможности, побуждает к ак-тивной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в группе располагающая, почти домашняя, в таком случае дети быстро осваи-ваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все пространство группы, предназначено для детей, и оборудовано таким образом, чтобы ребенок чув-ствовал себя комфортно и свободно. Комфортность среды дополнена её ху-дожественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребёнком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Таким образом, вся созданная в детском саду предметно – простран-ственная среда вызывает у детей чувство радости, обогащает новыми впечат-лениями и знаниями, расширяет возможности, способствует творческому развитию детей младшего дошкольного возраста, побуждает к активной дея-тельности, позволяет найти каждому ребёнку занятия по интересам. В целом, в ДОУ создана определённая предметно – пространственная среда для обу-чения детей русским народным подвижным играм. [2]
4. Осуществлять эту работу должны с начального фундамента специ-ально существующие для этого детские учреждения: детский сад, дома твор-ческого развития, школы.
К сожалению, в наше время существует и такая точка зрения: народ-ные игры устарели, мало интересны современным детям, не представляют воспитательной ценности. Опыт работы МБДОУ №146 «Детский сад комби-нированного вида» показывает, что дети с увлечением играют в народные игры. У них пробуждается интерес к народной культуре.
Основная часть
Народные подвижные игры-естественный спутник жизни ребенка, ис-точник радостных эмоций. Она дает возможность проявить смекалку, твор-ческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Большое воспитатель-ное значение заложено в правилах игры, регулирующих действия детей, их взаимоотношения.
Так, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, вы-держки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в про-странстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаи-мопомощи, ответственности, смелости, находчивости.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, перевоплощаясь в предложенный им образ напри-мер: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Олени и пастух» и т. д.
Главное, научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации быстро при-нимать решение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Народные подвижные игры развивают у ребенка координацию движе-ний, ловкость, меткость, формируют правильную осанку, тренируют вести-булярный аппарат, умение сохранять равновесие. Как любые физические упражнения, подвижные игры укрепляют организм малыша, усиливают об-мен веществ, улучшают функцию дыхания.
Подвижные игры создают атмосферу радости. Они организуют и дис-циплинируют детей, приучают их контролировать свое поведение, развивают сообразительность и самостоятельность.
А главное-дети приобретают привычку к здоровому образу жизни! [7]
Заключение
Богатые традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уни-кальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, как и наша земля, в за-щите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы убиваем в се-бе человека, нравственную опору, развитие творческих способностей.
Современному обществу необходимо растить поколение, в которое будет заложена целостность этических и эстетических идеалов. [4]
Важно не упустить время в формировании ребенка, поэтому, чем раньше мы начнем раскрывать перед ним истинно прекрасное, тем лучших результатов сможем добиться в своей работе. Наибольшее внимание следует уделять детям младшего дошкольного возраста, когда все впитывается не на уровне знаний, а на уровне образа жизни. У детей младшего дошкольного возраста пробуждается интерес к ее изучению, и сохраняется на всю жизнь.