Матрена Винокурова
Народные игры — традиционное средство педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное образование «Алданский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Золотая рыбка»
___
678955, РС (Я, г. Томмот, ул. Сосновая, д. 4, тел. (41145) 4-19-87
Факс: (41145) 4-19-67, e-mail : mdou.zolotaya.ribka@yandex.ru
Тема
«Народные игры – традиционное средство педагогики»
Публикация «Народные игры — традиционное средство педагогики» размещена в разделах
Воспитатель: Винокурова
Матрена Михайловна
Томмот,2013 год
«Народные игры – традиционное средство педагогики
Многолетняя практика моей работы в детском саду убедила меня в том, что дети очень любят народное творчество. Я осуществила свою мечту, обучая детей якутскому фольклору на занятиях кружка дополнительного образования «Кустук»
Наш детский сад «Золотая рыбка» находится в живописном месте в городе Томмот, что расположен на берегу реки – красавицы Алдан. Наш сад русскоязычный.
Прежде всего, я знакомлю детей с неповторимой красотой природы, воспитываю у них любовь к своей республике, Родине. Работая с детьми, была уверена, что дети с радостью воспримут якутское народное творчество, так как любовь к своему родному краю и раньше дошкольникам прививал весь педагогический коллектив детского сада.
Народные игры, танцы, песни являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- повысить уровень своих знаний о фольклоре народов Саха, с помощью народных игр;
- вызвать интерес у детей к народным играм;
- создать в саду необходимые условия для разучивания с детьми фольклора народов Саха.
Я считаю, что народные игры доносят до нас символическую информацию о прошлом, передают подрастающему поколению традиции, менталитет народа, поэтому народные якутские игры использую в конкурсах, соревнованиях. Предлагаю родителям организовывать дома игры «Хабылык», «Хаамыска» во время неблагоприятных погодных условий. Эти игры развивают ловкость рук, смекалку, улучшают почерк, способности к рисованию.
Свою работу я начала с изучения методической литературы. Мною собрано много методических разработок.
Проводим различные мероприятия, это:
• Комплексное занятие «День Матери»
• Комплексное занятие «Путешествие по земле Олонхо»,
• Инсценировка сказки «Колобок по земле Олонхо»
• Развлечение» Национальный день здоровья»
• Стендовая работа «Игры и развлечения в нерегламентированной деятельности»
• Исследовательская деятельность «Вот так береста»
• Комплексное занятие «Встреча с повелителем холода Чысхаан»
Знакомство с народными играми, танцами, песнями расширяет кругозор детей, обогащает их словарь.
В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг. Каждый приучается к совместным и согласованным действиям, выполнению всеми принятого условия. Они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей,
- их быт,
- труд
- национальные устои
- представления чести, смелости, мужестве
- желание обладать силой, ловкостью, выносливостью
- быстротой и красотой движений
- проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку
- находчивость
- волю и стремление к победе
В каждой стране имеют свои народные игры, обычаи, которые являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональное положение, основа для развития патриотических чувств – любви, преданности к Родине.
Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют, танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Во время занятий использую хороводный танец «Осуохай» в виде физкультминутки (дети показывают в движениях элементы якутских узоров). В конце занятия провожу тренинг хомусотерапии. В звуках хомуса слышны шелест ветерка, звук весенней капели, журчанье ручейка, топот копыта. Педагог помогает дошкольникам старшего возраста понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к Родине, интерес к ее многонациональной культуре и искусству.
Естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой является подвижная игра. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению образа:
- «Волк и жеребята»
- «Сокол и лиса»
- «Кто быстрей уронит бревнышко»
- «Ястреб и утки»
- «Перетягивание палки»
- «Один лишний»
- «Жмурки»
- «Летящий диск»
- «Пятнашки»
Поэтому подвижные игры народов Якутии широко использую:
1. Для знакомства с историей и традицией народов, расширения кругозора и обогащения словарного запаса детей;
2. Для усовершенствования движений в соответствии с теми задачами физического воспитания, над которыми работают в данный момент, и теми двигательными навыками, которыми дети уже владеют;
3. Как внесение новизны для повышения эмоциональной нагрузки или вариантов усложнения на основе принципа сходства движений, используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.
Пробуждая, интерес к культуре народов Саха через русский фольклор широко применяю на занятиях театрализованную деятельность: инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Колобок». Великолепные краткие изречения народных сказок заключают в себе нравственный урок : «Репка» - там, где дружат, живут, не тужат. «Колобок» - лесть без зубов, а с костьми съест. «Теремок» - в тесноте да не в обиде.
Следует отметить, что принцип использования народных пословиц и поговорок мною для раскрытия нравственного смысла сказок оказался весьма действенным. Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления – значит, сделать еще раз один шаг в формировании доброты и нравственности, пусть пока на уровне представлений. Использование настольного театра, выполнение коллективных работ, изготовление костюмов, исполнение ролей способствует повышению навыков культуры деятельности и сплоченности детского коллектива. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных психических способностей человека, а так же важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. Якуты приобщали своих детей, через игру к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа. Настольные игры развивали у детей воображение, наблюдательность, логические и творческие мышления, ориентировку в пространстве, память, точность, тонкую моторику рук. Учеными – психологами установлена прямая корреляционная зависимость между развитием интеллектуальных способностей и речи ребенка и развитием мелкой моторики рук.
Приобщение детей к искусству и культуре народа Саха играет огромную роль в формировании духовно - развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.
Знание культуры другого народа – это показатель высокого интеллекта, культуры, любознательности и общительности, это проявление уважения к этим народам, их культуре.
Детский сад напоминает мне большую семью, где заботятся все друг о друге. Я очень люблю свою работу и свой Синегорский детский сад «Золотую рыбку», который исполнил мои три заветных желаний:
- любимая работа;
- любимый коллектив;
- любимые дети.