наталья журавлева
Традиционные народные праздники как средство воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фольклорного осеннего праздника
«Испекли мы каравай»
для младшего дошкольного возраста.
Входят дети и рассаживаются по местам.
Ведущая: Здравствуйте, ребятки,
Розовые пятки!
Здравствуйте, детишки,
Девченки и мальчишки!
Собрались мы сегодня
Позабавиться, да потешиться!
На народ посмотреть,
Да себя показать!
Публикация «Традиционные народные праздники как средство воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Как день то поубавился,
Зима берет свое!
Будем осень провожать,
Да праздник отмечать!
Дети, посмотрите- это горница, самая светлая комната в русской избе. А вот главная в доме печка: от нее идет тепло, запах дров и хлеба. Возле печи стоят лавки, да лежат прихватки. А где же хозяйка? Да вот и она идет. (звучит русская народная музыка и входит хозяйка).
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые, да детки малые1 приятно вас видеть в добром здравии! Сегодня хочу вам рассказать про русскую старину. Как люди жили в давние времена, как трудились, как отдыхали и веселились.
В одной деревне жили люди. По утру солнышко встречали, петушков да курочек на лужок выпускали. Давайте про петушка песенку споем.
Песня: «ПЕТУШОК ПРОСНУЛСЯ ПО УТРУ»
1. Петушок проснулся по утру
Громко закричал «Кукареку»
Петушку мы будем помогать,
Петушку мы будем подпевать.
Припев: Ля-ля-ля….
2. На лугу коровки: му-му-му,
Розовые свинки хрю-хрю-хрю,
А в саду зеленом детвора
Распевает песни та-ра-ра.
Припев: Ля-ля-ля ….
Ведущая: А вот и курочка ведет своих цыпляток на травку-муравку.
Песня: «ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ».
1. Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
2. Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
3. Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Песня: «КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА».
1. Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На речку!
2. Курочка-рябушечка, зачем пошла?
-За водичкой!
3. Курочка-рябушечка, зачем вода?
-Мои цыплятки пить хотят,
Громким голосом кричат:
Пи-пи-пи!.
Танец: «ПЕТУШКОВ».
Хозяюшка: А еще рано утром коровушек пастись выгоняли. Вот я вам про коровушку песню спою.
Песня: «УЖ КАК Я СВОЮ КОРОВУШКУ ЛЮБЛЮ».
Ведущая: Хозяюшка наши дети уже знают как полезно молочко и взрослым и деткам, и сейчас тебе песенку споют.
Песня: «ДАЛЕКО».
1. Далеко, далеко, на лугу посутся ко….
Кони? –Нет не кони.
2. Далеко, далеко, на лугу посутся ко….
Козы? –Нет не кони.
3. Далеко, далеко, на лугу посутся ко….
Коровы?
Правильно, коровы!
Пейте дети молоко будете здоровы-2раза.
Хозяйка : А вот мой самый маленький сыночек проснулся. Будем ручки разминать, да глазоньки открывать.
Ой, ты сыночек,
Медный сахарочек,
Румяный пирожочек,
Березовый душочек.
Ой дубок, дубок, дубок,
Скоро Васеньке годок
Вырастай дубок,
Достанешь потолок!
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать.
Залетели в уголок,
Зажигали огонек.
Стали кашу варить,
Стали Васеньку кормить.
Ведущая: А ведь деревянными ложками не только кашу едят. Наши дети умеют с ложками танцевать.
Танец с ложками «КАЛИНКА».
Вот как мы гуляем,
Весело шагаем,
Посмотрите все на нас.
Солнышко сияет,
Птички распевают
И веселей запляшем мы сейчас!
Припев: Калинка, калинка, калинка моя
В саду ягодка малинка калинка моя! -2р.
Хозяйка: А вот и старшенький сынок Ванечка идет. Ребятки хотите с ним поиграть, он у меня веселый да задорный.
Игра «ХОДИТ ВАНЯ».
Хозяйка: Детки, а вы знаете, что осенью ярмарки устраивали, товары продавали да покупали, веселились, радовались люди собранному урожаю. Ванечка, поедем-ка и мы на ярмарку!
Песня «ПОЕДЕМ-КА ВАНЕЧКА НА ЯРМАРКУ ГУЛЯТЬ».
1. Поедем-ка, Ванечка на ярмарку гулять.
Купим тебе, Ванечка, курочку
Клю-клю-клю…
2. Уточку- кря-кря-кря…
3. Гусочку –га-га-га…
4. Поросеночка- хрю-хрю-хрю….
5. Коровушку му-му-му….
Ведущая: А на ярмарке народу много разного, да нарядного, да потешного. Вот к нам на ярмарку пришли старинные деревянные забавные матрешки.
Танец «МАТРЕШЕК».
1. Мы матрешки, вот такие крошки.
И у нас, и у нас красные сапожки!-2р.
2. Мы матрешки, вот такие крошки.
И у нас, и у нас чистые ладошки!-2р.
3. Мы матрешки, вот такие крошки.
Поплясать, поплясать вышли мы немножко!-2р.
4. Мы матрешки, вот такие крошки.
Побежали, побежали по большой дорожке!-2р.
Хозяйка: Наши матрешки не только петь да плясать любят, они всех деток приглашают поиграть в игру. Кто в игры играет, тому скучно не бывает!
Игра «КОЛПАЧОК».
1. Колпачок, колпачок, тоненькие ножки.
Колпачок, колпачок, красные сапожки.
2. Мы тебя кормили, чаем напоили,
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Ведущая: Хозяюшка-сударыня! Расскажи-ка нам про то, как хлебушко на Руси растили, да урожай собирали, да славили Царицу Осень.
Хозяюшка: Да и то правда. Весной люди землю пахали, да зерно в землю сеяли. Все лето поднимались и созревали колосья, наливались солнечным теплом и светом. А осенью, собирали снопы, красной ленточкой перевязывали, да в красном углу в избе ставили, иконы украшали, да славили богатый урожай.
В такой день приходило веселье, люди пели да танцевали. Смотрите какой добрый каравай принесла нам осень. (отдает хозяйке).
Хозяйка: Самый главный гость к нам пожаловал!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой!
Вот он, теплый, золотистый
Словно солнцем налитой!
Ведущая: Каравай запоем, хлебу славу споем!
Хоровод «КАРАВАЙ».
Как на наши именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины
Вот такой нижины
Вот такой ужины
Вот такой ширины
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!
-Я люблю вас всех, а … больше всех!
Хозяйка: Приглашаю всех в группу на чаепитие, отведать свежий каравай.
«Музыкальный репертуар»
Песня «Петушок проснулся по утру».
Песня «Вышла курочка гулять».
Песня «Курочка-рябушечка».
Песня «Поедем-ка Ванечка.
Игра «Ходит Ваня».
Игра «Колпачок».
Хоровод «Каравай».
Песня «Далеко».
Танец «Матрешки».
Танец с ложками «Калинка».
Введение
Народная культура- одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, в эфире звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки и бэтмены, Новый год наступает с приходом иностранца Санта-Клауса и уже в меньшей степени Деда Мороза.
Вспомним слова академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится :нет дерева без корней, дома- без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти новый дом и другое. В нашем саду ведется работа по ознакомлению детей с традициями русских праздников. Педагоги рассказывают детям о народных праздниках, проводят досуги на которых тесно переплетаются народные игры и песни. В своей работе я использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т. д). Большое место в нашем саду отводится проведению народных праздников и укреплению традиций.
Народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник- это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
Теоретическая часть
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что это происходило потому, что в "Программе…" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: "Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу"; "Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства" и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у педагога чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
Исходя из вышеизложенного, для практической работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры мною были определены приоритеты в предполагаемой работе:
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Таким образом, цель работы по приобщению детей к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней; простые попевки произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок возможно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений - это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества - именно там, где дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине на занятиях по музыкальному воспитанию.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено "с ног на голову". Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что "всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь", детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.
Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.
Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ : "Без лица в личине". Предмет, который загадан, "лицо", скрывается под "личиной" - иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.
Все свободное время дети играют. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки…Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни - игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Игра - всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.
Хоровод - это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга - место хороводных гуляний, покрывающая их "травушка-муравушка", кудрявая березка… Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени и цветов. Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т. д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие - развивают сообразительность и смекалку. Третьи - дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.
Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра - играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной. Для этого надо устраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре - это не просто знание того, что за чем идет и по каким правилам - это, прежде всего, самое серьезное отношение к ней.
На мой взгляд, фольклорные праздники, в частности, ярмарки - это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку соответственно его возрасту и творческим возможностям. Можно с точностью сказать, что ярмарка объединяет в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленным время провождением русского народа в былые времена и остается веселым праздником в жизни современных детей.
На протяжении двух лет веду целенаправленную и систематическую работу в направлении изучения народного воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям : все это происходит в интересной игровой форме, с малышами учим народные прибаутки, колыбельные песенки. Ежегодно принимаю участие в организации, подготовке и проведению осеннего праздника «сбора урожая», весеннего праздника Пасхи; Зимой - "Колядки" и т. д.
Заключение
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний", - говорит Д. С. Лихачев.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.
Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.
Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.
Следуя законам народной педагогики можно сделать вывод, что народные праздники составляют основу этой педагогики. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых, а также родителей воспитанников ДОУ.