Елена Мехедова
Мастер-класс с родителями на тему Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культур
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс с родителями на тему
«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре
и традициям русского народа»
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа Прежде чем к нам сейчас сюда войдут дети, я хотела бы сказать несколько слов о народных играх и их значении для ребенка.
Публикация «Мастер-класс с родителями на тему Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культур» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Народная культура, фольклор
- Родительские собрания в детском саду
- Русские народные игры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Воспитательное значение народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Народные игры интересны в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большой соблазн технического прогресса. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
В давние времена у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.
Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
В нашей группе часто используются народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений.
Сейчас вместе с детьми мы вас познакомим с русскими народными играми, которые применяем в своей работе.
Под веселую музыку входят в зал дети и присаживаются на стулья вместе с родителями.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. В нашем садике как вы знаете часто происходят чудеса. Вот и сегодня пришла я на работу, а в нашем волшебном сундучке что шуршит. Заглянула туда и как вы думаете что там было?
Варианты детей.
Воспитатель: Все это конечно могло бы оказаться здесь, но нет я обнаружила разные маски, платок и еще много разных интересных вещиц. Вот смотрите.
Воспитатель показывает маски от игры «Золотые ворота». Дети называют откуда эти маски, из какой игры.
Воспитатель: Правильно ребята. Наш волшебный сундучок хочет чтобы мы с вами сегодня поиграли, но не одни. К нам в гости пришли ваши родители. Давайте их научим играть в русские народные игры, которые мы с вами знаем.
«Золотые ворота»
Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается.
Второй раз – запрещается,
Ну, а в третий раз
Не пропустим вас! – (Опускают руки.)
Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».
Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.
Воспитатель: Давайте заглянем снова в сундучок, что там еще есть.
(Достает платок.) А в каких играх нужен платок?
Дети называют игры «Апанас», «Гори-гори ясно», «Бабка и нитки»
Выбирают любую игру. Один ребенок напоминает правила игры.
«Гори-гори ясно»
В игре дети становятся по кругу и держатся за руки. В центре становится игрок с платком в руках. Дети идут по кругу и хором повторяют слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После этих слов водящий останавливается и опускает свой платок между любыми двумя детьми. После этого эти дети поворачиваются в противоположные стороны друг от друга, а остальные говорят:
Раз! Два! Три! Беги!
Как только участники произнесут слово «Беги!», бегут в разные стороны. Их задача — оббежать по кругу и первым взять платок. Кто первый взял, тот и водящий.
«Апанас»
Водящему завязывают глаза и раскручивают его со словами «Апанас, Апанас лови кошек, а не нас. А поймаешь кошку дам тебе лепешку!» После этих слов все разбегаются в разные стороны и хлопают в ладоши, не говоря ни слова. Если «Апанас» кого-то поймал. Все замирают, а водящий на ощупь отгадывает кого поймал. Если угадал, то водящий меняется, а если нет – «Апанас» остается.
«Бабка и нитки»
Водящему одевают платок на голову, он «Бабка». Садится в стороне и «дремает». Остальные берутся за руки, образуя круг и «запутываются». Подлезают друг под друга, не отпуская рук. Как только запутаться больше не получается, дети говорят: «Бабка нитки рвутся!» «Бабка» просыпается и начинает «распутывать нитки». Как только она их распутала, все разбегаются и она их ловит. Кто последний остается – тот и «Бабка». Игра повторяется.
Воспитатель: Кое-что еще осталось в сундучке.
Достает маски двух морозов. Дети называют игру и напоминают правила.
"Два мороза"
Выбираются два человека, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки по двум сторонам, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.
Произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они садятся на места.
Воспитатель: На последок я предлагаю вам поиграть в нашу любимую игру «Купили бабка с дедкой…» (Дети и взрослые повторяют движения постепенно ускоряя темп)
Купили бабка с дедкой себе курочку.
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
Купили бабка с дедкой себе уточку.
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
Купили бабка с дедкой индюшеночка.
Индюшенок шалды-балды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
Купили бабка с дедкой поросеночка.
Поросенок хрюки-хрюки.
Индюшенок шалды-балды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
Купили бабка с дедкой коровеночка.
Коровенок муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки.
Индюшенок шалды-балды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
Купили бабка с дедкой лошаденочка.
Лошаденок иго-го-ки,
Коровенок муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки.
Индюшенок шалды-балды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
На такой оптимистической ноте мне бы хотелось поблагодарить вас за такой чудесный вечер! Мы всегда рады гостям!
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2008.
2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов мира. – М. ; Просвещение, 1988.
3. М. Ф. Литвинова Русские народные подвижные игры. – М; Просвещение, 1986.
4. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. – М. ; Мозаика-Синтез, 2009.