Получи документы

Народные игры и их организация для развития психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Ирина Зорина
Народные игры и их организация для развития психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Публикация «Народные игры и их организация для развития психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Он считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

По мнению А. П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, а младшее поколение от более старшего, созданы народом так же, как и народные песни, сказки. На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.

Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различных видов игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации.

Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели.

Детские народные подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития нравственных качеств : честности, правдивости, выдержки, дисциплинированности, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей : «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию» [15] .

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог E. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна учить сообразительности и находчивости.

Главное условие народных подвижных игр – развить фантазию ребенка настолько, чтобы впоследствии он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение придавала использованию русских народных подвижных игр А. П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены народные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.

С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели.

Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Салки», «Прятки», «Казаки-разбойники» и др., выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны для проведения их с группами детей на занятиях или в свободное время под руководством воспитателя.

Передовые русские ученые П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала.

В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека-гражданина. Практически нет такого существенного положительного качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры (стоит только рассмотреть ее с позиций важнейших педагогических задач). Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни.

Привнося в жизнь детей народные, забытые игры, воспитатель делает ее ярче, красочнее, интереснее. Педагогическая поддержка народных игр предполагает установление тесной, личностной связи между взрослыми и детьми и направлена на обогащение игрового опыта каждого ребенка.

Для народных игр не требуется специального игрового оборудования. Среди них много таких игр, цель которых — развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр. Доброжелательный смех взрослых, товарищей по игре действует на ребенка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогулок, семейных праздников, ситуаций повседневного общения эти игры незаменимы.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Народные подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, что позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста детей, а так же в соответствии с поставленными воспитательными задачами.

Таким образом, народные игры это средство всестороннего воспитания человека.

Игра учит и наставляет, развивает способности : сообразительность, наблюдательность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства; способствует полноценному физическому развитию ребенка и развитию его психофизических качеств : ловкости, выносливости, быстроты, силы, выносливости.

Народные игры разнообразны по своему содержанию и организации, что позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста детей, а так же в соответствии с поставленными воспитательными задачами.

Эффективность проведения народных игр зависит от правильного решения следующих организационных факторов :

-выбор игры;

-подготовка к проведению игры;

-умения доходчиво и интересно объяснить игру;

-определение ведущих;

-размещение игроков для ее проведения;

-руководство процессом игры;

-дозировка нагрузки;

-подведение итогов игры.

Выбор игры в первую очередь зависит от задач образовательной деятельность, возрастных особенностей, физического развития и физической подготовленности детей.

Подготовка проведения игры особенно важна в тех случаях, когда она проводится в первые, а воспитатель не в состоянии предвидеть всех ситуаций которые могут сложиться в ходе игры. Подготовка состоит обустройстве площадке ее проведения и подборе ее инвентаря.

Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех объяснение должно быть кратким, логичным, последовательно.

Любую игру можно объяснять по такой схеме:

-назвать игру (можно назвать цель, с которой она проводится);

-роли играющих и их расположения на площадке;

-содержание;

-цель;

-правила.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признанна ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала,

Рассказывая о ходе игры, мы должны еще раз заострить внимания на правилах, чтобы дети лучше их запомнили.

Назначение ведущих можно организовывать разными приемами : по считалки; по жребию; по желанию детей; по предложению детей или воспитателя.

После объяснения воспитатель раздает необходимые атрибуты, распределяет детей на площадке.

Игра должна начинаться, организованна и своевременно, по условному сигналу (по команде, свистку, взмахом флажком)

После начала игры воспитатель следит за ее ходом, поведением игроков, делает поправки, не останавливая общего хода игры.

Очень тактично воспитатель обращается со слабыми игроками и не требует исполнения правил, которые могут привести к чувству подавленности или привести вред. Надо терпеливо и настойчиво стремится к тому, чтобы такие игроки приближались к общему уровню игровой подготовленности детей.

В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы они положительно влияли на нервную систему, самочувствие и поведение.

Воспитатель должен приучать детей к дисциплине во время игры. Очень часто ее нарушают несдержанные игроки. Чтобы избежать этого можно поручать ответственные роли водящего, судьи.

Обязанность воспитателя правильно дозировать и вовремя закончить игру. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Желательно чтобы все играющие получили приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха.

Особое внимание уделять физически слабым детям. Им нужна индивидуальная дозировка: сокращение дистанции, облегченные задания, сокращенное время пребывание в игре.

Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявления ошибок имеет большое значение. При определение результатов игры учитываются не только быстрота, но и качество выполнения того или иного задания, о чем участники должны быть предупреждены заранее.

Подведение итогов имеет педагогическую ценность и для самого воспитателя; наблюдения и выводы, сделаны в процессе игры, имеет большое значение для работы с коллективом детей и с каждым ребенком в отдельности.

Публикации по теме:

Дидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возраста От степени развития мелкой моторики рук зависят коммуникативные и умственные способности детей. Вот именно поэтому актуальность данного.

Изготовление и организация дидактической игры «Отвечай быстро» для детей старшего дошкольного возрастаИзготовление и организация дидактической игры «Отвечай быстро» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами, как изготовить и организовать словесно - дидактическую игру «Отвечай быстро». (Г. С. Швайко «.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИгры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возраста Для развития речи детей большое значение имеют игры с сенсорными предметами. Их основная цель - дать ребёнку новые чувственные ощущения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры и их организация для развития психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 16 июня 2024 в 08:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные игры и их организация для развития психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зорина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД