марина щетинина
Игровые обучающие ситуации по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее детально использование сюжетно-ролевых игр как средства экологического воспитания в ДОУ рассматривается С. Н. Николаевой и И. А. Комаровой. В частности, С. Н. Николаева вводит специальный термин — игровая обучающая ситуация (ИОС, которым обозначает специально организованную в целях экологического воспитания дошкольников сюжетную игру.
С. Н. Николаева описывала, что ИОС — это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
Публикация «Игровые обучающие ситуации по экологии» размещена в разделах
1) она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
2) в ней используются необходимые игрушки, атрибутика, т. е. дидактические материалы; для нее специально организуются пространство и развивающая предметная среда (РПС);
3) в содержании игры заложена дидактическая задача, которой подчинены все компоненты игры — сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. ;
4) игрой руководит воспитатель: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями (при этом и сам воспитатель может исполнять роль); насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, посредством которых решается дидактическая задача.
Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи экологического воспитания старших дошкольников :
• Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами;
• Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами;
• Игровые обучающие ситуации типа путешествий (ИОС-путешествие).
Рассмотрим эти виды ИОС подробнее:
1. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги — это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много — это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, а также искусственные цветы и т. п.
Используя игрушки-аналоги, у детей можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях объекта природы на основе ряда его существенных признаков. Так, детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от реального животного. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать, что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т. е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
Например, при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, ее приспособленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может «участвовать» игрушечная белочка. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живет» на полке в игровом уголке (это ее «среда обитания», она ничего не знает о том, как и где живут живые белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. Создается ситуация игры в обучение белочки: дети рассказывают ей то, что знают сами о жизни белок, а воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем самым косвенно и незаметно — через игру — обучает дошкольников.
Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.
Игрушки-аналоги — это дидактические игрушки, и они должны отвечать определенным требованиям, а именно: игрушки должны быть легко узнаваемы — независимо от материала и типа исполнения, в них должны просматриваться характерные видотипичные признаки строения животного или растения. Игрушки должны быть эстетичны — отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у детей положительные эмоции.
Игрушки-аналоги следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек — они послужат раздаточным материалом на занятиях по экологическому воспитанию. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).
2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Данный вид ИОС связан с использованием кукол (объемных или плоскостных, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будят воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной «биографии» — главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых ситуациях, но при этом обязательно продолжают характерную для них линию поведения. «Литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, — это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи.
Для реализации целей экологического воспитания подходят литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много — это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.
Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего «наивного простачка». В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей — устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала.
3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий (ИОС-путешествие)
Этот вид ИОС также имеет значение в реализации дидактической игры как средства экологического воспитания старших дошкольников. Путешествия в данном случае — это собирательное название различного рода игр, моделирующих ситуацию посещения зоопарка, музея, проведения экскурсии, а также походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции и т. п., которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, совершают разнообразные действия, рассуждают.
Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, жаркой пустыни, арктических льдов и т. п.). Это могут быть различные слова и действия. Например, С. Н. Николаева описывает, как воспитатель может «озвучить» роль проводника в пустыне: «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды, чтобы не получить солнечного удара. Проверьте, у всех ли есть фляги с водой: нам предстоит длительный переход по безводной пустыне, наверняка захочется пить». При этом сам педагог изображает, как он надевает на себя головной убор, ветровку, проверяет, как сделали то же самое «туристы».
Удачно игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, подготовит необходимую атрибутику. Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети — роль посетителей (это главные роли). Сопутствующие роли — это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который продает билеты в зоопарк; контролер, который проверяет билеты, напоминает о правилах осмотра зверей и пр. Атрибутикой в этой игре являются руль автобуса, касса, билеты. Если все эти условия будут соблюдены, то игра станет интересной, полноценной, программное содержание занятия (ознакомление детей с животными зоопарка и условиями их содержания) будет легко реализовать.
Дальнейшие экспериментальные поиски помогут отыскать новые стороны и возможности использования игровых обучающих ситуаций на занятиях по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.