Смолякова Наталья Александровна
Игровые ситуации к пособию «Коврограф «Ларчик» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников, которая в игровой форме формирует творческий потенциал ребёнка, развивает его сенсорную сферу и психические процессы, а также предлагает малышу увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.
Публикация «Игровые ситуации к пособию „Коврограф „Ларчик“ для детей средней группы» размещена в разделах
Пособие «Коврограф «Ларчик» -это предметное универсальное средство с помощью которого можно считать, составлять алгоритмы и схемы, выкладывать, знакомиться с буквами, цифрами, фигурами, линиями, свойствами предметов, а самое главное –играть.
Предлагаю вашему вниманию игровые ситуации к "Коврографу "Ларчик" для детей средней группы.
"Лопушок наводит порядок»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по признаку, счёт до 3-х
Материал: Коврограф «Ларчик», герой Лопушок, предметные карточки летних и весенне-осенних вещей, 2 «корзины» красного и фиолетового цвета.
Лопушок решил навести порядок в шкафу, он открыл шкаф и подумал: Какие вещи пригодятся мне летом, а какие весной и осенью.
Он достал 2 большие корзины красного и фиолетового цвета и решил, что в красную корзину сложит весенне-осенние вещи, в фиолетовую-летние.
(считаем сколько вещей в каждой корзине, выкладываем количество вещей друг под другом кружками, выясняем, что вещей поровну по 3)
«Бусы для Фифы»
Цель: закрепление умения составлять узор по образцу, подбирая цвет, размер, закрепление количественного и порядкового счёта.
Материал: Коврограф «Ларчик», персонаж гусеница Фифа, «Разноцветные верёвочки», «Разноцветные кружочки» в трёх размерах,
У гусеницы Фифы случилось несчастье, сегодня она купила очень красивые бусы из двух ниток, на которой нанизаны разноцветные бусины. Фифа крутилась возле зеркала, мерила бусы, любовалась своим отражением и одна нитка бус порвалась. Это очень опечалило Фифу, как же ей теперь быть?
-Ребята, давайте поможем Фифе и соберём вторую нитку бус.
(Дети собирают по образцу вторую нитку бус, подбирая цвет бусин и размер, считают сколько всего бусин, проговаривают очерёдность размер и цвет)
«Игры с радужными гномами»
Цель: развитие логического мышления; закрепляем навыки количественного и порядкового счёта до 5; закрепляем знание цветов.
Материал: Коврограф «Ларчик», карточки «Радужные гномы», «Разноцветные верёвочки», «Разноцветные кружочки»
Радужные гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле вышли на ковровую полянку. (располагаем гномов слева горизонтально друг за другом)
-Сколько всего гномов на полянке? (5)
-Который по счёту стоит гном Кохле? (первый) (выкладываем верёвочкой красного цвета напротив гнома дорожку длиной в 1 клеточку, рядом кладём 1 кружок такого же цвета)
-Который по счёту стоит гном Охле? (второй) (выкладываем напротив гнома оранжевую дорожку длиной 2 клетки, рядом отсчитываем 2 кружка и т. д.)
(Переворачиваю коврограф таким образом чтобы наши дорожки оказались параллельно)
-Ребята, посмотрите, что же у нас получилось? (Кораблик Плюх-плюх)
-Сколько матч на корабле? (5) На этом корабле Радужные гномы отправляются в морское путешествие.
"Шкаф посуды»
Цель: развитие логического мышления; подбирать предметы по форме и цвету; закреплять знания геометрических фигур
Материал: Коврограф «Ларчик», игровой комплект «Разноцветные верёвочки», карточки гномов Кохле, Зеле, Селе, геометрические фигуры из фетра круг, прямоугольник, треугольник, квадрат трёх цветов, персонаж Лопушок.
Сегодня у Лопушка генеральная уборка, он открыл посудный шкаф и решил расставить посуду по полочкам-по цвету и форме.
(На Коврографе из «Разноцветных нитей» 3х4 клеточки составлен шкаф, слева за шкафом карточки радужных гномов Кохле, Зеле, Селе, сверху контуры геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Вокруг шкафа прикреплены геометрические фигуры из фетра в трёх цветах- это посуда, которую необходимо расставить в шкаф)
"Цветы для пчёлки Жужи»
Цель: закрепление умения выделять предметы по цвету, размеру и количеству; счёт до 4-х;
Материал: Коврограф «Ларчик», набор «Разноцветные лепестки» в трёх размерах, «разноцветные верёвочки», персонаж пчёлка Жужа.
Пчёлка Жужа очень любит делать мед, но для этого нужно собрать нектар с цветов. Но на полянке совсем нет цветов.
-Как мы можем помочь Жуже? (Мы можем посадить для Жужи цветы)
Посадили мы цветок, появился стебелек (прикрепить зеленую веревочку на «Коврограф Ларчик»,
распускается бутон, посмотри-ка, большой красный он (прикрепить рядом со стеблем красный лепесток).
И еще один бутон, посмотри-ка, синий он (жёлтый он).
-Давайте посчитаем, сколько бутонов на стебле (Три)
-Сколько красных, синих, жёлтых бутонов? (по одному)
(рядом на расстоянии собираем цветок, состоящий из 4 лепестков маленького размера, пересчитываем лепестки у второго цветка, выкладываем количество лепестков кружками друг под другом и выясняем на каком цветке лепестков больше, на каком меньше.)
-Интересно, ребята, до какого цветка Жужа долетит быстрее? (из разноцветных верёвочек прокладываем дорожки, способом приложения узнаём, какая дорожка длиннее, а какая короче)
"Слоник Лип-Лип и Ляп-ляп»
Цель: развитие умений обследовать предметы, различать их форму, цвет, размер; выполнять сложные глазомерные действия
Материал: игровое поле «Коврограф Ларчик», комплект «Разноцветные веревочки», набор «Разноцветные кружки», «Слон Лип-Лип, слоник Ляп-Ляп, пчелка Жужа.
Слоники рассказывают детям, что гуляли по Ковровой поляне и увидели высокие и низкие деревья (высокое из желтых веревочек, низкое из зеленых веревочек, а вокруг них ветер разбросал много листочков (большие и маленькие листочки расположены в произвольном порядке по игровому полю «Коврографа Ларчик»).Слоники решили украсить заново деревья: Лип-Лип - высокое дерево большими листочками, Ляп-Ляп – низкое дерево маленькими листочками
«Радужная улица»
Цель: формирование первичных представлений о малой родине, месте где он живёт.
Материал: пространственная среда Фиолетовый лес, игровое пособие «Разноцветные квадраты», сказочные персонажи: радужные гномы- Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле.
- Вот мы с вами в Фиолетовом лесу, как же здесь красиво. Посмотрите, вон там на горе стоят разноцветные дома, интересно, кто же в них живёт? Давайте подойдём поближе и постучим в первый дом.
-Какого он цвета? (Красный) Тук-тук кто в красном домике живёт? (Выставляю гнома Кохле) -Это я гном Кохле, я люблю всё красное, поэтому и живу в красном домике и всегда стою первый.
-Ребята, как вы думаете, кто живёт в доме оранжевого цвета? (Гном Охле)
- Кто живёт в доме жёлтого цвета? (Гном Желе) и т. д. (выставляю всех гномов каждого возле своего домика)
-Мы живём на улице Радужная!--- сказали гномы.
- Давайте посчитаем с вами сколько домов на улице Радужной? (5)
- Каждый из нас должен знать домашний адрес. Помогите гному Кохле и назовите его домашний адрес? (Фиолетовый лес улица Радужная дом 1) (Называем адреса всех гномов)
-Интересно, -сказал гном Охле, - наши адреса вы назвали, а знаете ли вы свой адрес? (Дети по очереди называют свои адреса)
«Ураган в Фиолетовом лесу»
Цель: формирование представлений о деревьях, цветах. Формирование пространственных представлений: право, лево.
Материал: коврограф «Ларчик», «Разноцветные квадраты», «Разноцветные верёвочки», радужные гномы, предметные картинки деревьев: берёза, клён, яблоня, рябина и листочков от них, карточки первых весенних цветов: подснежник, нарцисс, ландыш.
В Фиолетовом лесу прошёл страшный ураган и вырвал с корнем все деревья и цветы, а также дома радужных гномов. (Строим с детьми из разноцветных квадратов трёхэтажный дом, проговариваем цвета и расположение квадратов)
-Ребята, дом вы нам построили, но посмотрите, как серо, и некрасиво стало в лесу.
–Я предлагаю слева от радужного дома посадить деревья! –воскликнул гном Кохле.
(Дети определяют расположение деревьев)
-У нас и саженцы есть, только мы не знаем, как они называются!
(называем все деревья) Тут на Фиолетовый лес опять набежал ветер, сначала он был легким ш-ш-ш, затем становился всё сильнее и сильнее Ш-Ш-Ш (поём громче)
И сорвал с саженцев листочки. (Соединяем листочки с деревом волшебной нитью, называем лист: с берёзы-берёзовый, с клёна-кленовый и т. д.)
-С права от радужного дома расцвели первые весенние цветы. (прошу детей назвать первые весенние цветы и выставить картинки справа от дома)
«Детёныши»
Цель: познакомить детей с домашними животными и их детёнышами.
Материал: пространственная среда Фиолетовый лес, Гусеница Фифа, «Разноцветные верёвочки», карточки домашних животных и их детёнышей.
Гусеница Фифа прекрасно знала, что детёнышей кошки зовут котята, а утки- утята. Тут она задумалась: «Как зовут детёнышей коровы? Наверное, коровята. А у собаки – собачата. Интересно, как будут звать моих деток? Неужели гусенята?» (детям предлагается соединить верёвочками картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, назвать их правильно)
«Помоги утеплить норки»
Цель: формировать элементарные представления о зимовке диких животных.
Материал: пространственная среда Фиолетовый лес, ежиха с ежонком, мышка, разноцветные кольца на липучке, разноцветные листочки в трёх размерах.
В Фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях начали опадать. Ёжики стали готовится к спячке. Но в норках было очень холодно, надо бы их утеплить. –Чем можно утеплить норки? (листочками). Бегая по лесу, ёжики увидели листочки, упавшие с дерева и решили ими утеплить свои норки. Маленький ёжик стал собирать средние листочки, большой большие. И тут они услышали писк мышки. Она тоже прибежала за листочками для своей норки и стала собирать маленькие листочки. Норки получились тёплыми, уютными и красивыми.
«Ягодное варенье»
Цель: формировать представления о количестве предметов. Счёт до 3.
Материал: коврограф «Ларчик», набор «Разноцветные кружки», радужные гномы (Кохле, Желе, Зеле, Селе), белый квадрат из пособия «Разноцветные квадраты»
Гном Зеле будет варить варенье из собранных ягод. У него есть специальный рецепт вкусного варенья. (Рядом с гномом Зеле прикрепить салфетку-квадрат. На салфетку по тексту выкладываются собранные ягоды)
Кохле, Желе и Селе дают по одной ягодке.
-Сколько красных (жёлтых, синих) ягод на салфетке? (одна)
-Сколько всего ягод? (три) Зеле просит добавить Кохле ещё одну ягоду.
-Сколько стало красных ягод? (две) Сколько ягод осталось у Кохле? (Селе, Желе)
Варим вкусное варенье,
Будет гномам угощенье.
(указательным пальцем водить по квадрату с ягодами)
«Части суток»
Цель: формирование пространственных представлений.
Материал: коврограф «Ларчик», стрелка, картинки частей суток.
В Фиолетовом лесу время не стоит на месте, части суток сменяют друг друга. Жители сказочной страны купили себе Солнечные часы, а как ими пользоваться – не знают. Подскажите.
Стрелка, стрелка, покружи-
Время суток – покажи.
- Какую часть суток показывает стрелка? (Ночь) - А сейчас? (День, вечер, ночь)
«Поймай бабочку»
Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; обучение способам обследования предметов, развитие глазомера.
Материал: Коврограф «Ларчик», д/п «Разноцветные квадраты», бабочка, Мишик.
Мишик со своими друзьями разложил на Поляне разноцветные квадраты, и вдруг, появилась бабочка, она порхала и перелетала с одного квадрата на другой.
(Цветные квадраты располагаются в три ряда по три в каждом ряду. Нужно найти, например, квадрат синего цвета. Поиск происходит путём подачи команд: «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Исходное положение указывается в начале игры (например, белая карточка) За командами дети следят только зрительно, без помощи пальца или указки, передвигаясь на соседнюю карточку. Как только находят нужную карточку-хлопают в ладоши)