Елена Чипыжова
Наблюдения за божьей коровкой в течение месяца (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наблюдения за божьей коровкой»
Актуальность проблемы:
* Недостаточные представления детей о божьей коровке.
* Несоблюдение правил экологически грамотного
поведения детей в природе.
Цель:
Формирование экологической воспитанности дошкольников.
Предполагаемый результат:
1. Дети узнают больше о насекомом – божьей коровке.
2. Дети смогут читать стихи, загадывать загадки о божьей коровке.
3. Будут внимательно и бережно относиться к насекомым (божьей коровке).
Публикация «Наблюдения за божьей коровкой в течение месяца (старший возраст)» размещена в разделах
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Прогулки, наблюдения
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Старшая группа
- Темочки
1. «Где можно найти божью коровку»
Форма работы: обследование территории участка детского сада.
Цель: уточнение представлений детей о внешних особенностях божьей коровки, местах ее обитания, воспитание интереса к насекомым.
Методические приемы:
Загадать детям загадку:
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это… (божья коровка).
Предложить детям поискать божью коровку.
- Божья коровка – кто она?
- Как выглядит божья коровка?
- Какая она? (подбор определений).
- Почему её назвали Божьей коровкой? (предположения детей)
Попросить детей внимательно oбследовать место, где обнаружится божья коровка, обязательно выяснить, есть ли там солнце, ползает насекомое или сидит. Некоторое время дети ищут жучков самостоятельно, а когда находят, воспитатель вместе с ними осматривает места, где обнаружены божьи коровки, выслушивает сообщения детей.
- На каких мecтaх - солнечных или теневых - чаще можно встретить божью коровку?
- Почему насекомые вылезли на солнце?
- Что они делают?
Сообща дети приходят к выводу:
божья коровка - это насекомое, она - маленькая, изящная, красивая, воздушная, яркая с черными точками на спинке, хорошо заметная, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах;
на зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю, а сейчас почувствовали тепло, вылезли из своих укрытий, чтобы погреться на ярком солнце. Те, что ползают и летают, уже отогрелись и ищут корм. Значит, насекомое следует искать на освещаемых солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как, дерево быстрее прогревается и дольше остается теплым.
Свое название божья коровка получила за свой кроткий нрав. Она очень мирное существо не кусается, не царапается, не щиплется. Защищается только тем, что будучи схвачена, выпускает жидкое «молочко». Поэтому и называют её коровкой. «Молочко» - едкая на вкус и неприятно пахнущая жидкость, которая делает этих насекомых несъедобными для птиц и животных.
Активизация словаря: божья коровка, насекомое, солнечные места, теневые места, сидят, ползают, летают, ищут корм, прячутся, маленькая, изящная, яркая, красивая, воздушная.
2. «Рассматриваем божью коровку».
Форма работы: рассматривание через лупу.
Цель: ознакомление детей со строением насекомого, выделить и назвать основные части тела, их особенности.
Методические приемы:
Прочитать стихотворение:
Лезет божья коровка
По травинке очень ловко.
Крылышки, как лепесточки
И на них чернеют точки.
Спинка из дали видна-
Ярко-красная она.
Я ее возьму в ладошку,
Поболтаю с ней немножко.
О погоде и о детях,
А потом пора лететь ей.
Крылышки расправит ловко
И летит моя коровка (И. Волк)
- Кто ползет по ладошке?
- Что у нее есть? (Крохотные ножки-паутинки, трещинка и крапинки на спинке, надкрылья, крылышки, головка с усиками и глазками)
- Сколько ножек у божьей коровки?
- Какого цвета божья коровка?
- Какого цвета точки на надкрыльях? Сколько их?
Обобщение ответов детей: у божьей коровки маленькое выпуклое овальное туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями. Под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой черной головке усы, глаза. Надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с черными точками. У божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности.
Активизация словаря: жесткие надкрылья, прозрачные мягкие крылышки, усики, глазки, ножки тонкие, короткие – паутинки, трещинка, черные точки.
3. «Точки – что они означают»
Форма работы: рассматривание жучка.
Цель: расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида божьей коровки.
Методические приемы:
Загадать детям загадку:
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки_
Черненькие точки. (Божья коровка)
– Наши предки поклонялись этим пятнистым жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет, жизнь и урожай. Этих круглых жучков так и называли «солнышками».
Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду. Посадит человек пятнистого жучка на ладошку и приговаривает:
Божья коровка – легкая букашка,
Божья коровка – лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
Холодно будет или тепло.
Если жучок взлетит при слове «холодно», человек ждал холода; если при слове «тепло» – ждал тепла.
– А кто из вас знает, что означают точки на крыльях у коровки? (предположения детей)
- Точки рассказывают не о возрасте жучка, а о его «имени». Коровка с двумя точками так и называется – двухточечная, с пятью – пятиточечная, бывают 12-ти точечные божьи коровки.
Дети находят божьих коровок, рассматривают, считают точки, дают имя жучкам.
- Какого цвета вы видели божьих коровок?
Дети приходят к выводу: в наших краях чаще всего встречаются семиточечные божьи коровки, красного, желтого, оранжевого цвета.
Активизация словаря: двухточечная, пятиточечная, семиточечная, красные, желтые, оранжевые.
4. «Как божья коровка передвигается?»
Форма работы: наблюдение.
Цель: уточнение представлений детей о способах передвижения божьей коровки.
Методические приемы:
Воспитатель просит ребят самим понаблюдать, как ползает жучок и как он летает, что ему в этом помогает. Затем беседует.
- Какие крылышки у божьей коровки?
- Почему она их прячет под надкрыльями?
- Почему крылья тонкие, мягкие, а надкрылья жесткие, крепкие?
- Какие ножки у жучка? Сколько их?
- Быстро ли он ползает? Зачем божьей коровке надо и летать и ползать?
Дети приходят к выводу: жучок передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.).
Совместное исполнение потешки:
Божья коровка (ритмично покачивают ладонями)
Черная головка,
Улети на небо (делают взмахи перекрещёнными кистями рук,
Принеси нам хлеба (машут кистями рук на себя,
Черного и белого (ритмично хлопают в ладоши,
Только не горелого (грозят указательным пальцем).
- Послушалась! Расправила свои прозрачные крылышки и улетела.
Подвижная игра «Божьи коровки и ветер».
Светит солнышко – «божьи коровки» летают, ветер подует – прячутся. (Дети, изображая полет, медленно бегают, плавно машут руками)
Активизация словаря: летает, ползает, прячется, короткие и тонкие ножки, мягкие крылышки, жесткие надкрылья.
5. «Чем питается божья коровка?»
Форма работы: наблюдение.
Цель: уточнение представлений детей о питании божьей коровки и ее пользе для людей, воспитание внимательного и бережного отношения к божьей коровке.
Методические приемы:
Вспомнить рассказ «Как божьи коровки помогли садовникам».
- Кого победили божьи коровки в этом рассказе?
- Как они спасли апельсиновые сады от вымирания?
- Кого едят Божьи коровки?
- Что такое тля? Какой вред она приносит растениям?
- Почему люди считают божьих коровок своими помощниками?
Воспитатель предлагает детям самим найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки или предварительно находит растение, пораженное тлей, и сажает на него одного-двух жучков.
Чтение стихотворения:
Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку.
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей,
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!
В завершении наблюдения делается вывод :
Божья коровка — хищник, она поедает тлей и других вредных насекомых, поэтому приносит людям большую пользу.
Тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред. Божья коровка, питаясь тлей, спасает растения от гибели. И даже личинка божьей коровки питается тоже тлей. Божья коровка прикрепляет своё яичко прямо среди тли и личинка сразу накидывается на добычу.
Люди давно считают божьих коровок своими помощниками. Поэтому убивать их нельзя, их нужно беречь.
Активизация словаря: тля, хищник, личинка,питается.
6. «Как божья коровка защищается от врагов?»
Форма работы: опытническая деятельность.
Цель: уточнение представлений и знаний детей о способах защиты божьей коровки от врагов.
Методические приемы:
Предложить детям найти божью коровку, чуть прикоснуться к ней травинкой.
- Что произошло? (Надолго замерла крошка, испугалась, у нее нет ни ногтей, ни зубов, а врагов много.)
Воспитатель обращает внимание ребят на желтое пятно, которое остается на ладони, когда они зажимают божью коровку. Поясняет, что это такое.
- При опасности жучок выделяет молочко, которое плохо пахнет. Оно-то и отпугивает его врагов.
- Почему божью коровку легко найти?
- Почему она такой яркой окраски?
- Кто может обидеть жучка?
- Как мы люди его можем защитить?
Обобщение ответов детей:
Окраска божьей коровки – предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные. Яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «Меня есть нельзя – я невкусная».
Эти насекомые очень полезные и поэтому люди должны охранять и беречь их.
- А сейчас я предлагаю вам сочинить сказку о божьей коровке.
Дети вместе с воспитателем сочиняют сказку.
Активизация словаря: молочко, яркая предостерегающая окраска, несъедобная.
По окончанию цикла наблюдений предложить детям :
- нарисовать божью коровку и оформить выставку детских работ «Таинственная божья коровка»
- слепить божью коровку и оформить макет «Насекомые на лугу».