Кузьмина Юлия Михайловна
Сценарий встречи с родителями «Развитие речевой активности детей посредством технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.
Оборудование: конверты с заданиями от детей, презентация, музыкальное сопровождение, конверт с «сердечками-открытками», листы бумаги, ручки, цветные карандаши.
План проведения:
Публикация «Сценарий встречи с родителями „Развитие речевой активности детей посредством технологии ТРИЗ“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
1. Развитие речевой активности детей через технологию ТРИЗ.
2. Игра Что? Где? Когда?
3 Безопасность детей в зимний период времени.
-Погодные и природные явления. (Дождь,ветер, ураган)
-Психологическое здоровье детей.
-Информационная зависимость детей от гаджетов.
4 Закон 1539
5 Подготовка и правила проведения новогоднего утренника.
Ход:
Добрый вечер уважаемые родители! Приветствуем самых смелых, активных, любознательных и приглашаем занять места за круглым столом.
Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. И будем знакомиться с ее особенностями. А страна эта называется развитие речевой активности детей через технологию ТРИЗ.
1 слайд: Заставка «ТРИЗ»
Воспитатель: Что же такое ТРИЗ? Развитие речевой активности детей?
2 слайд: ТРИЗ – расшифровка аббревиатуры: теория решения изобретательских задач.
Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель – фантаст. Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности для нас является метод ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.
Используя ТРИЗ, мы заметили, что у детей повысился уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания, воображения, речи, логического мышления, повысилась исследовательская активность детей.
Познавательно - речевую деятельность мы организовываем в форме диалога, это приемлемый и результативный способ для нас.
Используем вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Например, показываем детям зеленый мяч и зеленый кубик, спрашиваем, по какому признаку они похожи (по цвету, а какой признак у них разный (форма). Дети хорошо усвоили «тризовские» символы, с желанием выполняют задания с их использованием. Предлагаю вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с детьми дома, на улице, по дороге в детский сад, вы сможете развивать у детей внимание, память, логику, расширять познавательные способности детей, обогащать и развивать речь. Эти игры не требуют, какой либо подготовки. Важно только ваше желание и желания ребенка. Одно из главных направлений ТРИЗ – знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показать ребенку жизнь такой, какая она есть – противоречивой. Мы должны донести до наших ребят, что во всяком плохом, есть толика хорошего, и, наоборот, в бочке меда есть ложка дегтя. Вот для этого и была придумана интересная игра: «Хорошо - плохо» играть в эту игру и открывать окружающий мир нужно, действуя по правилам: все предметы, явления, поступки, сказки рассматривать сначала с хорошей позиции, а затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему. Давайте поиграем!
1. «Курс безопасности» для ребё нка лучше начинать как можно раньше: всё, что мы познаём в раннем детстве, остаётся в нашей памяти на всю жизнь;
2. Регулярно проводите беседы, но без нотаций и бесконечных наставлений;
3. Очень важно, чтобы ребенок понял, почему нужно строго выполнять правила безопасности.
4. Ребёнок должен чётко усвоить, чего нельзя делать никогда.
5. Будьте для ребёнка образцом – не делайте для себя исключений.
6. Лучше ребёнку важную информацию предоставить в форме символов и образов, что отлично действует на подсознание.
7. Для обучения безопасности используйте все «подручные средства» : сказки, стихи, иллюстрации, мультфильмы; всякие, удобные для обучения, случаи, примеры из жизни.
Уважаемые родители! Помните о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, гуляет во дворе под присмотром взрослых, а завтра он станет самостоятельным. Многое зависит от вас. Обучение, старание поможет им избежать многих опасных детских неприятностей
Активно в своей работе применяем игры с элементами ТРИЗ («теремок», ИГРА «Теремок»
Дети: Тук-тук-тук Кто в теремочке живет?
Воспитатель: Я квадрат. А вы кто?
Дети: Мы треугольники. Пусти нас к себе жить.
Воспитатель: Пущу, если скажете, чем вы треугольники похожи на меня квадрат.
Дети: У нас есть углы, стороны
Дети: Тук-тук-тук Кто в теремочке живет?
Воспитатель, дети : Мы треугольники. Я квадрат. А вы кто?
Дети: Мы круги. Пусти нас к себе жить.
Воспитатель: Пустим, если скажете, чем вы круги отличаетесь от нас квадратов и треугольников
Дети: У нас нет углов. Мы можем кататься, а вы нет.
Дети: Тук-тук-тук Кто в теремочке живет?
Воспитатель, дети : Мы треугольники. Мы круги. Я квадрат. А вы кто?
Дети: Мы прямоугольники. Пусти нас к себе жить.
Воспитатель: Пустим, если скажете, чем вы прямоугольники отличаетесь от меня квадрата и чем похожи на квадрат и треугольники.
Дети: У нас есть стороны и углы. Мы длиннее, чем квадрат.
«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т. д.
"Хорошо-плохо"
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны
Ход игры:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".и многие другие игры, позволяющие развивать речевую активность детей.
Команда №1 будет называть положительные стороны, а команда №2 отрицательные стороны. А рассматривать мы будем время года «Зима».
Игра «Хорошо – плохо»
ЗИМА – это:
Воспитатель: Нам поступили вопросы от детей нашей группы «Колокольчики». И сейчас я буду зачитывать вопрос, ваша задача внимательно его выслушать и ответить на него, в течение 1 минуты. Принимаются ответы зрителей зала.
Итак, 1 вопрос от ….
Он просит назвать «Что лишнее» и объяснить почему?
(командам вручается письмо с заданием)
Команде № 1: - Снег, помидор, халат врача, вата
(По цвету все белое, кроме помидора).
-Сосулька, мороженое, только что сваренный суп, снег
(По температуре все холодное, а суп горячий).
Команде № 2: - Конфета, чеснок, таблетки, лук
(По вкусу все горькое, кроме конфеты)
-Вата, гиря, перышко, снежинка
(По весу все легкое, а гиря тяжелая).
Вопрос от …. :
Он интересуется, «Как будет наоборот?»
(командам вручается письмо с заданием)
Следующий вопрос от …. :
Она хочет знать «Что умеет делать?»
(командам вручается письмо с заданием)
№ 1 команде: Птица; Мяч.
№ 2 команде: Снег; Ребенок.
Вопрос от … :
Его очень интересует «Что бы это могло быть?»
(командам вручается письмо с заданием)
№ 1 команде: круглый+звонкий = (бубен, мяч, колокольчик, будильник пушистый+серый= (котенок, клубок, щенок, свитер, варежки)
№ 2 команде: гладкий+холодный= (снег, лед, сосулька, кастрюля, утюг)
сильный-добрый= (Бармалей, Змей Горыныч, хулиган, волк…)
Ещё один вопрос от …. :
она просит, описать картинку не называя ее, и не используя глаголы, которая находится в конверте. Знатоки должны отгадать, что там?
Команде № 1: Старичок – лесовичок
Команде № 2: Домовенок
Вопрос от …ее интересует, а «Знаете ли вы, что бывает?»
Команде № 1: - красным и круглым бы (ягоды, шар, мяч, витамины, бусы)
Команде № 2: - сладким и большим? (шоколадка, вата, конфета, торт, мама)
!До свидания! До новых встреч!