Светлана Трубицына
Музыкальный уголок как средство развития музыкальных способностей дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Существенное влияние на формирование художественных вкусов детей оказывает окружающая среда. Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только организованной образовательной деятельностью с музыкальным руководителем, но и возможностью самостоятельно играть, эксперементровать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированиемМузыкальная среда служит своеобразным стимулом к развитию музыкальной деятельности детей, источником получения информации, является для ребенка наглядно – зрительной опорой, без которой для большинства детей, учитывая массовый характер музыкального воспитания, формирование даже элементарных представлений и понятий о музыке было бы затруднительно. Чтобы привить детям интерес к музыкальной области и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место и оборудовать его музыкально – дидактическими играми, пособиями, музыкальными инструментами, средствами ТСО.
Публикация «Музыкальный уголок как средство развития музыкальных способностей дошкольника» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Требования к проектированию музыкальной предметно – развивающей среды.
1. Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, то есть, содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследовании.
2. Музыкальная среда должна быть динамична, эстетична, стимулировать развитие любознательности, стремление к эксперементированию.
3. Должны быть созданы условия для активного взаимодействия детей с любым пособием и инструментами.
4. Предметная среда должна быть сомаштабна глазу, действиям рук, росту ребенка.
5. Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.
Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности детей в группе.
Наличие красиво оформленной, наполненной музыкальной среды само по себе не решает задач воспитания.
Необходимо тактичное руководство воспитателя, прямо или косвенно направляющего музыкальную деятельность детей. Воспитатель не обучает детей – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, вовлекает детей в музыкальные игры. Вовлечение детей в музыкально – творческую деятельность культивируется воспитателем прежде всего через собственную эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей.
Эмоциональная поддержка, поощрение творческих устремлений детей – такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой протекает нерегламентированная музыкально – творческая деятельность. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на партнерстве, совместной деятельности. От компетентности, доброжелательности и заинтересованного отношения педагога к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет, сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. И ребенку, и взрослому должно быть комфортно.
В функции воспитателя входит:
Влияние на музыкальные впечатления детей, организация музыкальных игр, создание условий, способствующих развертыванию деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен следить за тем, насколько бережно дети обращаются с музыкальными игрушками.
Причина невостребованности у старших дошкольников музыкальных уголков.
1. Статичность и однообразие материалов.
Воспитатель перестает привлекать внимание детей к материалам, представленным в музыкальном уголке, или вводит дополнительные, удобные для него самого правила их использования. Например, запрет на перемещение музыкальных инструментов с полки, на которой они хранятся, приводит к угасанию интереса детей к ним, к равнодушию. Редкая сменяемость материала делает их неинтересными для ребенка, вызывает нежелание использовать в своей деятельности.
2. Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей. Хранение образно-символических материалов (картинки и иллюстрации) в уголке в папках с завязками пресекает желание детей их рассматривать. Отсутствие в музыкальном уголке альбомов, детских качественно иллюстрированных книжек для восприятия зрительного ряда также привлекает внимание детей к объектам этой тематической зоны.
3. Прямой словесный(«Положите на место металлофон, вы очень шумите») или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголка в свободной самостоятельной деятельности.
4. Эстетическая малопривлекательность материалов, их ветхость не стимулируют интереса детей к их применению в свободной деятельности.
Рекомендации по оформлению и использованию музыкальных уголков в группах.
1. Уголок и отдельные его элементы должны выглядеть эстетично.
2. В уголке должны присутствовать все необходимые пособия по данной возрастной группе.
3. Руководство свободной музыкальной деятельнгостью детей со стороны воспитателя должно быть педагогически грамотным.
4. Расположение уголка должно быть удобным для детей.