Елена Чуднова
Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная деятельность детей формирует способность выражать своё отношение к окружающему миру, сверстникам, семье, родине в рисунке и любой другой продуктивной деятельности, так как даёт возможность выразить свои эмоции, первичные нравственные представления. [1.17.]
Художественно- творческая деятельность. И в частности рисование, вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка Приобщение дошкольников к истокам русской культуры является эффективным средствам формирования патриотических чувств, положительных личностных качеств, обогащения внутреннего мира, развития творческого мышления, воображения и способности к самовыражению и самореализации.
Публикация «Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника» размещена в разделах
Любой ребенок независимо от его способностей любит рисовать, лепить, вырезать и наклеивать,таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравиться, что вызывает интерес. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, умение выслушать и выполнить задание, доводить начатую работу до конца.
Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста требуют сочетания традиционных методик обучения и развития,с последними тенденциями, направленными в области педагогики. [2, 27]
Руководствуясь вышеизложенными, отмечу важно выбрать по данной теме оптимальную форму построения работы, которая могла бы обеспечить результативность, и главная цель которой духовно-нравственное воспитание дошкольников. Исходя из этого, важным условием художественной творческой деятельности в реализации замыслов ребенка является его эмоциональное и техническая подготовленность. Необходимо внимания уделять созданию образа, условиями для самостоятельной деятельности детей, представив им как можно больше разнообразного материала, обогатить содержание уголка творчества, изготовить, как можно больше дидактических игр «Какие жанры в искусстве ты знаешь?», «Одень куклу в русский наряд», «Пейзаж», «Дорисуй черты лица», «Декоративная роспись», и многие другие игры были мной придуманы. Материалы самые разнообразные :у меня, например, помимо классического набора принадлежностей в непосредственно образовательной деятельности есть такие природные материалы как: (сухие листья, шишки, каштаны, желуди,цветной песок для аппликаций, а также клубочки пряжи, разноцветные шнуровки. Приобретаем образцы декоративного рисования, схемы,алгоритмы изображения человека, животных и многое другое.
Художественный труд не возникает сам по себе, он требует специального руководства, необходимости участвовать в трудовой деятельности детей, направлять, подсказывать, демонстрировать,используя яркие, красочные иллюстрации методических пособий и брошюр Детям необходима помощь взрослого при выполнения работ из различного материала. Китайская истина неоспорима : «Расскажи- и я забуду, подскажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» .
Для самостоятельной деятельности детям можно предложить замечательные обучающие книги с помощью которых дети могут учиться рисовать или мастерить, то, что они захотят. Работая с наглядными пособиями, ребенок создает свое оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться.
Однако, прежде чем ребенок приступает к изображению какого либо обьекта или явления, выраженного в личностном отношении к нему у дошкольника должен сложиться конкретный образ. Поэтому важно поставить ребенка в активную позицию, пробуждающую в нем исследовательское отношение к окружающему миру, кроме того я использую форму предварительной работы: рассматривание картин, использование художественной и музыкальной литературы, произведений способных передать образ в сознании ребенка.
Немного расскажу о наших с детьми произведениях. В России ежегодно в ноябре отмечается, «День матери».В ходе предварительной работы мы с воспитанниками рассмотрели картины с изображением женщины, главное предназначение которой материнство. Были проведены беседы с детьми, в которых я старалась передать высокое представление о матери, заучивали стихи, пословицы, поговорки, читали сказки. И дети выразили свое отношение в рисунках. Главное с любовью, с теплом и понимании, что мама это главное.
Следующим этапом духовно- нравственного воспитания дошкольников в художественно творческой деятельности является коллективное творчество. «Дом в котором я живу» Предварительная работа была следующая : Конечно,прогулка по городу,знакомства с поэтическим образом России (прослушивание литературных произведений, беседы о самобытности архитектуры русских городов, деревень о красоте русской природы. Коллективное творчество позволило детям образно представить свой город, вложив в каждую деталь определенный смысл. Пробуждая в детях любовь к своей Родине, городу, бережное отношение к ее богатствам.
В зависимости от возраста детей я также использую такие нетрадиционные техники рисования, как рисование ладошкой, кляксография, оттиск листьев, печать из картофеля, печать поролоном. Воспитанникам такое рисование доставляет огромное удовольствие, так как возникшее под карандашом или кистью изображение доставляет очень много положительных эмоций и радости.
После каждого занятия, когда ребенок видит результаты своей деятельности, учу детей анализировать свое произведение и находить ему применение. Творческий процесс- это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности особую радость им доставляет созидание, будь это пластилинография или рисование с помощью открыток, обьемная аппликация или коллаж.
Духовно-нравственное воспитание и обучение детей художественному творчеству невозможно без установленной тесной связи с родителями. Поэтому я периодически провожу консультации с родителями, по темам: «Воспитываем культурой и красотой», «Любимой мамочке», «Я люблю свой город». Работа с семьями дает положительный результат, это показывают результаты анкетирования. Совместные с родителями занятия дали мне возможность узнать семейные ценности и приоритеты, что позволяет мне надеяться на дальнейшее успешное сотрудничество. Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе «Чудо с грядки».Представленные поделки (поистине произведение искусства, получили высокую оценку жюри конкурса. Но самое главное - это эмоциональный настрой и желание творить, создавать что-то новое, красивое и поражающее воображение. Ребенок через творчество учится понимать прекрасное, различать плохое и хорошее, добро и зло, учится понимать окружающих его людей. Искусство учит любить родную природу,свою Родину, быть добрее, а внутренний мир маленького исследователя становится богаче и разнообразнее. Овладение ребенком различными видами художественно творческой деятельности является важным показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению к школе.
Литература:
1) Детство, открытое миру- Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы // Красноштанова И. Н. - Омск, ОМГПУ 2013г. Стр 17.
2) Детство, открытое миру- Нравственное воспитание дошкольников
Средствами художественной литературы// Красноштанова И. Н,-Омск, ОМГПУ 2013г, Стр 27.