Светлана Шекурова
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника»
"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К. Д. Ушинский.
Актуальность.
С каждым годом растет число случаев появления отклонений в развитии речи у дошкольников. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Публикация «Мастер-класс „Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника“» размещена в разделах
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффектВ обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания.
По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.
Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений, дидактической игры.
Основные принципы развивающих игр : совмещение элементов игры и учения, переход от игры - забав через игры- задачи и учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий. В качестве основных средств обучения развития связной речи выделила для себя дидактическую игру и игровые приемы.
Важнейшее условие успешной реализации образовательной области «Коммуникация» - постепенное освоение речевой деятельности в единстве всех его компонентов.
Работая в подготовительной группе и проводя диагностические исследования, выявила низкий уровень развития связной речи. Дети затруднялись устанавливать причинно следственные связи, поэтому допускали содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, нуждались в постоянной помощи воспитателя.
Анализ диагностических данных показал: речь детей характеризовалась пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами. Дети были пассивны в ходе обсуждения текста. Таким образом, пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры и упражнения. Они используются для решения всех речевых задач.
Гипотеза: Развитие связной речи детей дошкольного возраста осуществляется посредством использования дидактических игр и игровых приемов.
Цель: развитие связной речи детей через дидактическую игру.
I этап. Цель: усвоение детьми структуры сюжетного повествования.
Свою работу начала с метода совместных рассказываний, где использовала такой игровой прием : «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».
Практическая часть:
- Выпал первый… .
-Утром дети …
-Девочка Маша играет… .
В процессе обучения планированию высказываний задавала схему, называя начало предложения, подсказывала последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей.»). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
Практическая часть:
«Найди ошибку»
1Девочка ушиблась о камень.
Пол ударился о мячик.
2. Веревочка прыгала через девочку.
Девочки прыгали через веревочку.
3. Туча спряталась за солнце.
Солнце спряталось за тучу.
Далее давала свой образец рассказа - это короткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В данном случае я использовала прием рассказывание по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. На данном этапе использовала дидактические игры «Магазин игрушек», «Кто это?», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию».
В качестве наглядной опоры предлагала детям «Схему описания игрушек». Эти игры побуждали детей к активному речевому участию. С целью усложнения игры стала использовать загадки-описания. Так, сначала учила детей отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Здесь побуждала детей использовать схему самостоятельно.
Практическая часть:
Послушайте и догадайтесь, о чем идет речь. (Он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу. Еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице.) Составьте рассказ с опорой на схему по любой из игрушек.
На данном этапе работы использовала следующие виды игрушек: дидактические (матрешки, пирамидки) ; сюжетные (образные) : куклы, машинки, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми - мальчик, девочка, собака; девочка, домик, курица, кошка.
Также включала в работу и рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания отобрала картины с упрощенным сюжетом и дала образец своего рассказа по картине. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики.
В продолжение работы по развитию связной речи включила рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Вместе с детьми рассматривали и описывали каждую картину из серии, а затем объединяли в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. Здесь в процессе рассматривания выделили: начало, середина, конец рассказа.
Практическая часть:
Далее один из интересных приемов это «Работа с сюжетными картинками» (из трех частей) посмотрите на серию картинок. Давайте вместе составим рассказ.
В результате проведенной работы дети овладели умениями точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа. Дети стали внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их.
На II этапе своей работы усложнила все виды игр и игровых приемов. В совместном рассказывании использовала уже частичный образец - начало или конец рассказа, так как этот прием облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста.
Практическая часть:
Игра «Реклама» с использованием схемы. Одному из участников завязывают глаза, он должен догадаться, о чем идет речь. Другой участник должен описать предмет не называя его.
Применяла при закреплении умения рассказывать или демонстрации детям вариантов творческого задания. Вместе с детьми анализировали образец рассказа, это побуждает детей к последовательному изложению и структуры рассказа. Этот прием подсказывает им план будущих рассказов. План рассказа сопровождался коллективным обсуждением. В процессе последовательного обсуждения плана, вместе отбирали наиболее интересные высказывания и объединяли в целостный рассказ.
Продолжая работу над составлением рассказов об игрушках, использовала набор игрушек. Составляя связный последовательный рассказ по группе игрушек, сопровождала игровыми действиями с игрушками по типу игры - драматизации. В данном случае составление рассказа облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые сопровождает сам. Постепенно дети начали самостоятельно составлять рассказы. На данном этапе помогала развивать сюжет, используя слова - связки, глагольную лексику (позвал, убежал, встретил и., учила включать диалог действующих лиц (спросил - ответил, элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа отбирала 2-3 игрушки, чтобы легче развивать сюжет и включать в повествование всех действующих лиц, подбирать слова к действиям, использовать прямую речь. Такой прием рассказывания нравится детям, они и сами хотят придумывать подобные рассказы или сказки.
Усложнила и содержание дидактических игр на описание их содержанием. В игре «Магазин игрушек» ребенок - покупатель должен описать игрушку, опираясь на схему- модель, а продавец - отгадать, какая эта игрушка и продать ее. Условием получения игрушки кроме описания поставила требование: назвать отдел, полку, на которой она стоит. В индивидуальной работе с детьми вносила соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»).
В составлении рассказов по картине добивалась последовательного описания всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.
Практическая часть:
В работе по серии сюжетных картин использовала различные игровые приемы. Упражнение «Найди ошибку» - на доске выставляется набор картинок заведомо нарушенной последовательностью. Участники должны найти ошибку, исправить ее, придумать название рассказа и содержание по всем картинкам.
В задании «Продолжи рассказ» - вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце дети давали название серии. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитее сюжета.
Практическая часть:
В упражнении «Что пропустили?» расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки и опять составляется рассказ, и сравнивают рассказы между собой.
Каждый из вариантов решает ряд задач: формировать представления о композиции; развивать умения описывать сюжет, предвидеть его развитие; придумывать начало и середину, когда известен конец. Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
После того как дети усвоили структуру сюжетного повествования, научились понимать и оперировать схемами - моделями, знать композицию повествования и описания, переходим к следующему.
III этап работы - творческий виду рассказывания - это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которого должен быть связный, логически последовательный рассказ. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности детей. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой личный опыт, и облекать его в форму связного повествования. Словесное творчество для детей выражается в различных формах: в сочинение рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц. В рассказах по отдельной игрушке (это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя - данной игрушки, игрушка только определяет главного героя, а образы действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта. В помощь детям предлагала план в виде общих вопросов, например, в рассказе «Приключения козленка» : Куда мог отправиться козленок? ; «Кто были его друзья?»; «Что с ним случилось?»; «Чем закончились его приключения?». Планом намечала основные вехи рассказа, а дети наполняли его содержанием.
В рассказывании по серии картин, использовала словесные указания: кому начать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.
Практическая часть:
Игровое упражнение «Что сначала, что потом». Участникам предлагаю самим выставить правильную последовательность и составить рассказ по картинкам.
В рассматривании по серии картин предлагала детям самим задавать вопросы, например «Зимние развлечения». После таких пояснений и указаний дети принимали активное участие в коллективном рассказывании.
На этом этапе было важным понимание детьми задание «придумать», то есть создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть). Тема должна быть близка к опыту детей, чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступный их пониманию и интересный. Только в этом случае у детей появится желание придумать свой рассказ.
Практическая часть:
Обучение умению придумывать сказки начала с игры «Перевертыши» или «Сказка наоборот».
Игра «Перевертыши» Все вы знаете сказку «Красная шапочка». Сейчас я предлагаю вам сочинить сказку наоборот. Пусть она будет называться, допустим «Зеленый беретик», по аналогии сочиняется сказка, заменяя только персонажей сказки, но остается описание хода событий без изменений.
В игре «Сказочники» использовала различные виды театра, вместе с детьми сочиняли уже новые сказки. В своих сочинениях старались сохранить и описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка. Использовала сказки о животных, так как у ребенка, с его наблюдательностью и любовью к животным, больше возможности мысленно представит их в разных условиях.
Практическая часть:
Игра «Сказочники» с использованием различного видов театра, например, плоскостной. Педагог выставляет поочередно персонажей сказки, участники поочередно придумывают сказку, не забывая сохранять описание, логичность повествования, кульминацию и развязку.
Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки проводила поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. Далее на втором этапе совместно с детьми осуществляли анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Вместе с детьми выбирали тему, называли персонажей - героев будущей сказки, продумывали план развития сюжета.
На третьем этапе активизировала самостоятельное развитие сказочного повествования. Предлагала детям придумать сказку по готовой теме, сюжету, персонажами. Так совместно с родителями дети оформили свою сказку «Про храброго ежа и трусливого зайца» в виде книжки. Дети с удовольствием читали (рассказывали) свои сказки в группе и оформили выставку своих книг. Обратите внимание перед вами выставка книг, здесь представлены сказки, сочиненные детьми.
В результате речь детей стала грамматически правильная, расширился их словарный запас, дети легко пользовались схемами - моделями, свободно пользовались структурой сюжетного повествования. Речь детей стала логична и последовательна. Дети стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению, отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета, пользоваться разнообразными средствами выразительности. Безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : издательский центр «Академия», 2000.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозайка – Синтез, 2004.
3. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Шаврина Л. Г. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.