Приложение МААМ

Музыкальный театр как средство актуализации творческих способностей дошкольников и младших школьников

Мина Анна Владимировна
Музыкальный театр как средство актуализации творческих способностей дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Мина Анна-Катарина Владимировна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №115 Адмиралтейского района СПб

Музыкальный театр как средство актуализации творческих способностей дошкольников и младших школьников

[/b]

Публикация «Музыкальный театр как средство актуализации творческих способностей дошкольников и младших школьников» размещена в разделах

Формирование многогранной, разносторонне развитой личности – одна из ведущих задач современной педагогической науки. Детский музыкальный театр, синтезируя несколько видов искусств, является эффективным средством художественно-творческого развития младших школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность. Сочетая групповые и индивидуальные формы работы, музыкально-театральная деятельность помогает как развить умения в областях актерского мастерства, сценической речи, вокала, так и способствует формированию навыков общения и поведения в коллективе.

Творческие способности младшего школьника, это индивидуальные способности личности, позволяющие создавать новый (иногда новый непосредственно для самого ребенка) творческий продукт, свободно и нестандартно мыслить, проявлять творческую активность «в различных формах человеческой деятельности и созидания» [2, с. 6]. Заложенные природой, творческие способности развиваются на протяжение всей жизни, но особенно активно – именно в детском возрасте. С. В. Шишкина утверждает: «Именно в младшем школьном возрасте проявляется склонность к подражанию речи, мимике, пантомимике других людей; школьники быстро и прочно запоминают небольшие музыкальные и литературные тексты; дети различают и артистично передают речевые и музыкальные интонации; они обладают образным восприятием содержания произведений искусства» [5, с. 49].

Современные образовательные парадигмы, основанные на безусловном признании ценности личности ребенка, внимании к его индивидуальности, признании самобытности и самоценности субъектного опыта, диктуют необходимость, прежде всего, реализации потребностей младших школьников, среди которых такие как потребность в признании, самореализации. Таким образом, вопрос актуализации творческих способностей детей оказывается сегодня одним из наиболее значимых. Чрезвычайно важно предоставить каждому ребенку возможность раскрыться, проявить свою индивидуальность, неординарность, творческое начало. Как справедливо отмечает Я. А. Пономарев, творческая деятельность, это: «созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим» [3, с. 27].

Музыкально-театральная деятельность – направление творческого развития, специфика которого заключена, в том числе, в коммуникативной функции искусства. Удивительно, но именно в коллективных формах творчества особенно ярко проявляются индивидуальные качества личности. М. Н. Богомолова пишет: «Занятие ребёнка искусством, будь то основная или побочная деятельности, рассматривается только как положительное явление. Если ребёнок проявляет способности в музыке, балете, живописи или на каком-либо ином поприще, ему необходимо предоставить возможности выразить себя» [1, с. 794].

Важнейшими функциями музыкального театра являются образовательная, воспитательная и развивающая. В комплекс учебно-воспитательных задач музыкального театра входят такие как : углубление знаний в области музыкального, литературно-поэтического и театрального искусств; развитие творческих способностей : музыкального восприятия, мышления, памяти, воображения; совершенствование вокальных, артистических, пластических, импровизационных способностей; воспитание культуры музыкально-речевого общения; развитие дикции и артикуляции; формирование навыков коллективное творческой деятельности.

В музыкальном театре, как в отдельном виде интегративной художественно-исполнительской деятельности ребенка, объединяются между собой различные виды искусства, подчиняясь единой цели воплощения образного и художественного содержания произведения и донесения его до слушателя. Актуализация творческих способностей младших школьников в музыкально-театральной деятельности обосновывается непосредственной включенностью учеников в действие, где каждый может проявить себя, пройдя собственный «творческий путь» от создания образа до воплощения его на сцене. Музыкальный театр дает учащимся возможность освоить специальные дисциплины, а также овладеть навыками совместной творческой деятельности, приобрести опыт сценических выступлений.

Реализация программы «Музыкальный театр» выстраивается на таких ведущих принципах гуманизма, как: единство диагностики и коррекции; учета возрастных и индивидуальных особенностей; программированности; учета эмоциональной посильности материала.

Художественно-эстетическое развитие личности ребенка проходит в процессе получения ими начальных вокальных, театральных и исполнительских знаний, умений и навыков. Л. Г. Филиппова отмечает: «Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через активное творчество исполнителя. Занятия проводятся в занимательной, интересной форме, основываясь на сюжетном построении» [4, с. 13].

Ученики первого и второго классов обучаются по развивающим программам, осваивая минимум знаний, умений и навыков, необходимых для музыкально-театрального исполнительства. Ведущие задачи данного этапа – развивающие: эстетическое воспитание, адаптация в коллективе, мотивация к самостоятельной творческой деятельности. На этом этапе происходит овладение учениками азами музыкальной грамоты, навыками координации, двигательными и певческими навыками.

В третьем и четвертом классах происходит углубление знаний, умений и навыков, необходимых для музыкально-театрального исполнительства. Акцент делается на образовательных задачах программы: приобретение знаний о музыкальных и театральных жанрах на различных этапах их развития, об особенностях формирования и воплощения художественных образов, овладение специальной терминологией.

Важное значение для актуализации творческих способностей младших школьников имеет грамотно подобранный репертуар, который должен соответствовать вокальными и актерскими возможностями обучающихся, обладать высокой художественной ценностью, а также нести в себе воспитательную нагрузку, утверждая незыблемые ценности, такие как дружба, честность, ответственность, любовь к ближним, патриотические чувства. По Мнению М. Н. Богомоловой: «Репертуар, как совокупность исполняемых номеров, вокально-хореографических композиций, музыкальных сказок и мюзиклов составляет основу деятельности театров, способствует развитию художественной активности участников» [1, с. 797]. Важно учитывать близость избранных музыкально-театральных произведений внутреннему миру младших школьников, доступность образного содержания, заинтересованность учеников в творческом освоении выбранной пьесы.

Постановка детских музыкально-театрализованных спектаклей проходит такие этапы как: подготовка и организации детского коллектива; распределение ролей в процессе прослушивания; репетиционный период, в течение которого происходит творческий процесс разучивания текста, песен, танцев, подготовка к сценическому выступлению.

Таким образом, в процессе постановки музыкальных спектаклей младшие школьники получают уникальную возможность к актуализации своих творческих способностей одновременно в нескольких направлениях: актерском, музыкальном и танцевальном.

Список литературы

1. Богомолова, М. Н. Неталантливых детей не бывает. Практический опыт исследований в сфере музыкально-театральной деятельности / М. Н. Богомолова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 5. – № 2-3. – 2013. – С. 794-799

2. Козырева, А. Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества / А. Ю. Козырева. – Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. – 344 с.

3. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – Москва: Наука, 1976. – 302 с.

4. Филиппова, Л. Г. Детские музыкальные спектакли / Л. Г. Филиппова. – Саратов: 2014. – 32 с.

5. Шишкина, С. В. Школьный театр как средство развития музыкально-творческих способностей детей в условиях дополнительного образования / С. В. Шишкина, Т. А. Шутова, Ю. В. Величко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – №1 (207). – 2020. – С. 48-55

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Нетрадиционное рисование полиэтиленовым пакетом и втулкой как средство развития творческих способностей у дошкольниковНетрадиционное рисование полиэтиленовым пакетом и втулкой как средство развития творческих способностей у дошкольников «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника» О. Роден Детство - очень важный период в жизни детей.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Мастер-класс с педагогами «Круги Луллия как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс с педагогами «Круги Луллия как средство развития творческих способностей дошкольников» Мастер - класс с педагогами "Круги Луллия- средство развития творческих способностей дошкольников". Цель: трансляция опыта работы в использовании.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Прозрачный мольберт — «Волшебное чудо». Нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольниковПрозрачный мольберт — «Волшебное чудо». Нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников Методическая разработка на тему: "Прозрачный мольберт- «Волшебное чудо». Нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный театр как средство актуализации творческих способностей дошкольников и младших школьников
Опубликовано: 2 марта 2024 в 14:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальный театр как средство актуализации творческих способностей дошкольников и младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Мина Анна Владимировна (УИ 2581913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД