Елена Царева
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
В. В. Путин.
Публикация «Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре» размещена в разделах
Сегодня идёт активный поиск новых путей образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей. В общем в системе эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору. Поэтому темой самообразования я взяла тему: «Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.»
Актуальность темы обусловлена социальной потребностью повышения роли духовности в жизни нашего общества. В ситуации глубокого кризиса нравственных и эстетических ценностей развитие духовности человека немыслимо, если он не ощущает себя частью своего народа и его культуры. В этом смысле приобщение детей к русской народной культуры через русский музыкальный фольклор остается школой красоты, общения, поведения, быта, одежды, труда.
Целью работы является: Приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры через русский музыкальный фольклор.
Исходя из этого, в работе мы определяем следующие задачи:
прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т. п.).
Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр. ;
Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.
Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
Формы и методы работы со слайда 5
Слайд 6
Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности :
- пение народных песен;
Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.
- слушание народной музыки;
В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Помогает развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж помогает детям слушание народной музыки.
Слайд 7
- музыкально – фольклорные игры;
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
- игра на народных музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах : ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления, а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Слайд 8
- народная хореография (танцы, хороводы)
Работа по обучению детей танцам, должна быть организована так, чтобы она соответствовала трё м важным условиям:
- быть лёгкой для детей и педагога;
- быть интересной для них;
- быть систематической формой обучения;
Слайд 10
Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду :
Центр «Веселые краски»
Слайд 11
Центр «Веселые буквы»
Слайд 12
Центр «Веселые нотки»
Слайд 13
Центр««Юные артисты».
Ожидаемые результаты –со слайда 14
Перспективы –со слайда 15
В завершении следует отметить, что используя средства музыкального фольклора создаются благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.