Ольга Васюкова
Музыкальные логоритмические игры для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: коррекция и профилактика речевых нарушений, развитие музыкального слуха детей дошкольного возраста.
Музыкально-образовательные задачи:
1. Речевое развитие:
• развитие звуковой и интонационной культуры речи;
• развитие фонематического слуха;
• развитие артикуляционного аппарата;
• развитие речевого творчества.
2. Музыкальное развитие:
• развитие музыкального слуха: музыкально-ритмического, мелодического, интонационного, ладового, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
• формирование правильного певческого дыхания;
• развитие музыкальной памяти;
Публикация «Музыкальные логоритмические игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
• развитие творческой активности и воображения;
• развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие двигательных навыков, общей и мелкой моторики рук, координации движений, свободной ориентировки в пространстве;
• развитие эмоциональной отзывчивости.
• развитие навыков игры на ДМИ.
3. Познавательное развитие:
• ознакомление с окружающим социальным миром;
• ознакомление с окружающим природным миром;
• ознакомление с окружающим предметным миром;
• сенсорное развитие.
4. Физическое развитие:
• охрана и укрепление здоровья;
• развитие физических качеств;
• формирование представлений о здоровом образе жизни.
5. Социально-коммуникативное развитие:
• коммуникативное развитие;
• нравственное воспитание.
6. Воспитательные задачи:
• создание условий для эмоционального раскрепощения детей, для открытого общения друг с другом, воспитание чувство радости от совместного общения;
• создание ситуации успеха на занятии для самоутверждения ребёнка;
• развитие индивидуальных качеств детей.
Форма организации обучения: индивидуально-коллективная.
Обеспечение взаимодействия детей в процессе творческой образовательной деятельности.
Методы обучения:
1. словесный (объяснение);
2. наглядный:
• иллюстративные материалы;
• атрибуты: султанчики, цветы, снежинки и др. ; игрушки, самодельные шумовые пособия;
• детские музыкальные инструменты;
• маски, костюмы
• ТСО: синтезатора, ноутбука, колонка, видеопроектор, экран);
3. игровой (организация игровой ситуации, внезапного появления объектов, выполнение воспитателем игровых действий);
4. практический:
• подражательно-исполнительские упражнения;
• творческие упражнения;
5. метод повышения эмоциональной активности:
• создание воображаемых ситуаций;
• применение игр-драматизаций; сюрпризных моментов, шуток.
Методические рекомендации
Развивающая музыкальная среда
Для более эффективной организации педагогического процесса и более полного раскрытия музыкальных способностей детей необходимо создать многообразную развивающую музыкальную среду:
1. Детские музыкальные инструменты должны быть разнообразными,
яркими, не обычными, чтобы дети могли самостоятельно и легко извлекать из них звуки.
2. Наличие танцевально-игровой и театральной атрибутики;
элементов декорации: султанчики, платочки, игрушки, ленточки, листики, цветочки, маски, костюмы и др.
Развивающая музыкальная среда должна соответствовать принципам реализации программного содержания музыкального развития детей.
Основные этапы изучения учебного материала
Этап 1
Проговаривание текста с использованием звучащих жестов (хлопков, шлепков по коленям, по груди, притопов, щелчков) в разных темпах.
Этап 2
Проговаривание текста с использованием карт с изображением коротких («ти-ти») и длинных («та») звуков (или слайдов).
Этап 3
Пение с использованием звучащих жестов (мелодии построены на интервалах: секунда, терция при движении вверх и вниз).
Мелодии усложняются по мере развития детей.
Этап 4
Проговаривание текста с игрой на ДМИ (ложках, тамбурине, бубне, треугольнике)
Этап 5
1 группа детей поёт и играет на ксилофоне, металлофоне, кларине.
2 группа – поёт и выполняет звучащие жесты.
Дети меняются ролями.
Этап 6
Проговаривание текста или пение с равномерным простукиванием четырёхдольного метра.
1 вариант:
1 раз: шлепки по коленям обеими руками
2 раз: добавить удары обеими носками
3 раз: удары носками, шлепки чередовать с прикосновениями к плечам.
2 вариант:
1 раз: шлепки по правой коленке
2 раз: к шлепкам добавить удары носком левой ноги.
3 раз: добавить взмахи левой ладошкой вправо влево.
Примечание: дети проявляют своё творчество: предлагают свои варианты мелодии и движений, выбирают музыкальные инструменты, атрибуты, маски, игрушки для красочного оформления игры.
Музыкальные логоритмические игры для детей 4 – 5 лет
Солнышко
Солнышко, покажись, - ти-ти та ти-ти та
Солнышко, улыбнись. - ти-ти та ти-ти та
Из-за тучки выходи, - ти-ти ти-ти ти-ти та
Всем ребятам посвети. - ти-ти ти-ти ти-ти та
Примечание: Ритмический рисунок всех игр написан в размере «ти» - восьмая, «та» - четверть
Речевая разминка
(в сочетании с музыкально-ритмическими движениями)
Исходное положение: Дети стоят в шахматном порядке.
1. Шу-ша, шу-ша, - 2 приставных шага в ритме – та та та та
Наша Маша хороша. - шлепки по коленям - ти-ти ти-ти ти-ти та
2. Ла-ли, ла-ли, - выставление ноги на пятку - та та та та
Дети танцевали. - притопы - ти-ти ти-ти та та
3. Кри-кра, кри-кра, - одновременно выполнять хлопки и притопы
одной ногой или попеременно - та та та та
Интересная игра - 6 шлепков по коленям или по груди и
1 хлопок - ти-ти ти-ти ти-ти та
4. Да-ди-да, да-ди-да, - 2 шлепка и 1 хлопок - ти-ти та ти-ти та
Славный домик у стрижа. - показать руками крышу и выполнить 4
полуприседания - та та та та
Пчёлка
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, - ти-ти та ти-ти та
У цветочка я кружу. - ти-ти ти-ти ти-ти та
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, - ти-ти та ти-ти та
Всю пыльцу я соберу. - ти-ти ти-ти ти-ти та
Примечание: можно использовать как театрализованную игру.
Мышка
Мышка собирается в поле за зёрнышками и говорит своему сыночку:
Пи-пи, пи-пи, - ти-ти та ти-ти та
тихо в норке посиди, - ти-ти ти-ти ти-ти та
Пи-пи, пи-пи, - ти-ти та ти-ти та
никуда не уходи. - ти-ти ти-ти ти-ти та
А мышонок ей отвечает:
Мама, не волнуйся, - ти-ти ти-ти та та
Я уже большой, - ти-ти ти-ти та
Мама, не волнуйся, - ти-ти ти-ти та та
Справлюсь я с бедой. - ти-ти ти-ти та
Снеговик
Снеговик, снеговик, - ти-ти та ти-ти та
Он к морозу привык. - ти-ти та ти-ти та
Во дворе стоит, - ти-ти та ти-ти та
Нашу горку сторожит. - ти-ти ти-ти ти-ти та
Ветерок
Ветерок, ветерок, - удары султанчиком по столу
ти-ти та ти-ти та
Шелестит листвою. - шуршание султанчиком
Ветерок, ветерок, - удары султанчиком по столу
ти-ти та ти-ти та
Говорит с тобою. - шуршание султанчиком