матвийчук
Конспект музыкального занятия с детьми старшей группы «Удивительное эхо»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительное эхо
Музыкальное занятие для детей старшей группы
Цели занятия: комплексное развитие музыкальности детей в разных формах музицирования, эмоциональное и творческое раскрепощение детей, знакомство с различными детскими музыкальными инструментами и приобретение навыков игры на них, расширение познаний о явлениях в природе (эхо).
Задачи занятия:
• развитие тембрового слуха как основы звуковысотного;
Публикация «Конспект музыкального занятия с детьми старшей группы „Удивительное эхо“» размещена в разделах
• развитие чувства ритма (имитация простых ритмических формул с речевой поддержкой, «переносить» ритм слов в звучащие жесты без речевой поддержки;
• исследовать новый муз. инструмент и различные способы извлечения на нем звука;
• передавать метрическую пульсацию, играя на муз. инструменте;
• отображать паузу в музыке остановкой в движении;
• исполнять импровизированные диалоги на инструменте (барабане);
• различать звучание различных муз. инструментов на слух.
Пособия и материалы: резиночки на йогуртных стаканчиках, барабаны, маракасы, бубенчики, деревянные ложки, изображение трубы, карточки синего и голубого цветов на каждого ребенка, бумажные шапочки на пальчики на каждого ребенка.
Программное содержание:
Пальчиковая игра «Ручное эхо»
Речевая игра (метро-ритм. упражнение) «Ветер и эхо» сл. М. Пляцковского
Слушание «Трубач и эхо» Д. Кабалевский
Игра в оркестре «Пиццикато» из балета «Сильвия» Л. Делиб
Ход занятия:
Дети под музыку заходят в зал. Муз. руководитель здоровается с детьми и присутствующими: муз. приветствие – поем каноном с детьми.
Дети садятся на ковер.
Ребята, сегодня мы с вами узнаем о природном явлении – эхо и почему оно происходит. Может, кто-нибудь из вас знает, что такое эхо? Вы когда-нибудь слышали как отзывается эхо?
Например, в горах, если крикнуть громко, твои слова повторяются, отзываясь вдали. Громкие звуки, наталкиваясь на препятствие – большую скалу или гору, возвращаются, повторяются тише.
Пальчиковая игра «Ручное эхо»
Вы когда-нибудь видали ЭХО?
Не видали ЭХО? Вот потеха!
Не видали ЭХО!
ХО-ХО-ХО…
А хотите, покажу? А хотите научу?
Не шучу… не шучу… УЧУ-УЧУ…
Я беру свою ладошку,
Одеваю не спеша,
Рожицы на пальчики…
Посмотрите: пальчики
Превратились в мальчиков! (дети одевают бумажные шапочки на пальчики)
Вот большой вчера простыл и теперь слегка БАСИТ,
Указательный здесь главный ОЧЕНЬ ВАЖНО говорит,
Средний высоко сидит чуть ПОВЫШЕ говорит,
Безымянный недовольно и обиженно КРИЧИТ,
А мизинец самый младший тонким голосом ПИЩИТ.
(дети повторяют за муз. рук. как «говорят» пальчики)
Вот какие пальчики - озорные мальчики.
Все на каверзный привет повторяют вам ответ.
Но у каждого свой звук, помнишь:
ОЙ, ОЙ,ОЙ,ОЙ,ОЙ.
Пять раз повторяется – эхо получается.
Вот теперь что захотите, то у эхо и спросите.
Как летит с горы лавина, разбивая камни в пух?
УХ, УХ, УХ, УХ, УХ!
Как громы гремят в горах?
АХ, АХ, АХ, АХ, АХ!
Где бесценные кристаллы в глубине пещер растут?
ТУТ, ТУТ,ТУТ,ТУТ,ТУТ!
Эхо как позвать скорей?
ЭЙ, ЭЙ, ЭЙ, ЭЙ, ЭЙ!
А давай дружить всегда?
ДА, ДА, ДА, ДА, ДА!
А теперь встанем в кружок, поиграем в игру «Ветер и эхо». Покажите, как дует ветер?
(ФУ-у, ссс)
Речевая игра «Ветер и эхо»
Кто сорвал с меня фуражку? Дети: Кто, кто, кто?
Кто надул мою рубашку? Дети: Кто, кто, кто?
Не пойму я кто такой? Дети: Кто такой?
Мне взъерошил чуб рукой? Дети: Чуб рукой?
Дети хором:
Я задире покажу, покажу,
На лопатки уложу, уложу!
Только очень мне обидно, что его нигде не видно!
1вариант: дети повторяют слова и звучащие жесты за муз. рук.
2вариант: дети исполняют речевую игру в двух командах
3вариант: пробуем прохлопывать ритм без речевой поддержки, слова можно проговаривать про себя.
Дети садятся на стульчики возле фортепиано.
Сейчас мы прослушаем пьесу, которая называется «Трубач и эхо». Кто видел настоящую трубу? (Нужно показать картинки трубы древней и современной)
В древности труба представляла собой прямую трубку, расширяющуюся на одном конце. Ее использовали пастухи и охотники, воины для подачи сигнала опасности или победы. Труба звучала во время торжественных шествий или праздников. Позже трубу стали делать очень длинной и для удобства ее согнули в несколько раз. В таком виде она сохранилась и до наших дней. Звук трубы очень яркий, звонкий.
Прослушиваем пьесу.
Ребята, вы догадались, где звучала труба, а где отзывалось эхо? Как звучала труба? Как отзывалось эхо?
Давайте сейчас вы будете показывать где звучит труба и где отзывается эхо с помощью карточек. Синяя карточка – это звучание трубы, а нежно голубая - эхо.
Муз. руководитель проигрывает пьесу еще раз, дети в ходе слушания поднимают соответствующие карточки
Музицирование «Пиццикато» Делиб (резиночки на йогуртных стаканчиках, украшенные лентами)
А сейчас пришло время играть на инструментах. Мы с вами играли на деревянных палочках, на маракасах-киндерах, на ложках. А теперь познакомьтесь с новым инструментом. А как же на нем играть, как вы думаете? Попробуйте, какие звуки можно извлечь из этого инструмента.
Дети рассматривают новый инструмент, извлекают звуки (щелкают резиночками, постукивают кончиком пальчика по стаканчику) (можно предварительно чтобы дети сделали его вместе с родителями дома)
1вариант: Играем в диалоге с фортепиано.
2вариант: Под музыку «Пиццикато» Делиба дети врассыпную двигаются по залу легким бегом, на акцентированные концы фраз останавливаются и дергают за резинку.
3вариант: Под плавную, мелодичную музыку двигаются произвольно, украшая движения ленточками, на остановку музыки застывают в красивых позах.
Дети рассаживаются на ковре в кругу.
Диалог барабанов.
Немного отдохнем. Не только люди, но и инструменты умеют разговаривать, они могут говорить спокойно, нежно и громко, рассержено или грустно. Давайте сейчас вы попробуете поговорить с помощью барабанов.
Двум детям предлагаем по барабану. Дети смотрят друг на друга, один стучит произвольно, другой отвечает. Первыми «общаются» педагоги, можно стучать ритмические формулы и повторять их эхом, мимикой изображать вопросительные или утвердительные и т. д. интонации.
Игра «Музыкальное эхо»
На стульчиках разложены различные инструменты. Под музыку дети двигаются по кругу. На остановку музыки останавливаются и закрывают ладошками глаза. Муз. рук. играет на инструменте. Ребенок, который узнал звучание инструмента подходит и берет нужный инструмент, играет ритмично под музыку, остальные дети хлопают в ладоши.
Если ребенок не угадал, даем возможность угадать другому ребенку.
В завершении занятия похвалить детей.
Попрощаться с детьми в форме канона или в форме «Эхо»