Млада Сидорова
Конспект тематического музыкального занятия с использованием ИКТ «Колокольцы-бубенцы» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического музыкального занятия с использованием ИКТ «Колокольцы-бубенцы» для старшей группы
Цель: Дальнейшее формирование художественно-эстетического сознания детей через знакомство с историей создания и применения колокольчиков и разнообразные формы музыкально-исполнительской и музыкально-игровой деятельности с этими инструментами.
Публикация «Конспект тематического музыкального занятия с использованием ИКТ „Колокольцы-бубенцы“ для старшей группы» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: 1. Расширение знаний и кругозора детей, используя ИКТ;
2. Воспитание зрительской и исполнительской культуры детей через разнообразные формы музыкальной деятельности;
3. Развитие звуковысотного слуха и ладового чувства через музыкально-дидактические игры и упражнения;
4. Закрепление навыков ансамблевой игры на музыкальных инструментах, развитие чувства ритма у детей;
5. Воспитание социально-коммуникативных качеств личности через музыкально-игровую и музыкально-исполнительскую деятельность.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, муз. центр; колокольчики по числу детей, металлофоны, треугольники, бубенцы; шапочки цветов-колокольчиков и бубенчики на кисти рук.
Ход НОД:
Вход под музыку.
Муз. приветствие «Солнышко ясное, здравствуй!»
Музрук: Ребята, мы с вами поприветствовали друг друга песенкой, а теперь песенка тоже хочет с вами поздороваться
Видеоклип «Дили-дили, колокольчики звонили»
Музрук: О чём была песенка? О колокольчиках. Что делали колокольчики? Всех будили. Давайте и мы хорошенько взбодримся, сделаем под эту песенку весёлую зарядку!
Зарядка «Дили-дили»:
Дили, дили,
дили, дили.
Колокольчики будили
Всех жуков,
Пауков
И веселых мотыльков.
Динь-день,
Динь-день.
Дили-дили, дили-дили.
Колокольчики будили
Всех зайчат,
Всех ежат
И ленивых медвежат.
И воробышек
Проснулся,
И галчонок
Встрепенулся.
Динь-день,
Динь-день.
С добрым утром,
Новый день!
(Пальцы сцепляются в купол, средний палец правой руки становится языком купола, качается в ритме слов.
Имитация движения паучьих лапок, крыльев мотылька, зайки, ёжика и т. д.)
Музрук: Действительно, звон колокольчика слышен издалека и сразу привлекает к себе внимание. Не случайно его используют и в будильниках, и в школе (звонок, и в театре, чтобы созывать зрителей, и на кораблях (рында,и на пожарных вышках, и на вокзалах; пастухи подвешивали колокольчики домашним животным на шею, чтобы животное не потерялось… А большие колокола созывали народ и на праздники, и на церковную службу, и оповещали об опасности. Для каждого такого случая был свой особый звон. Мы с вами об этом ещё поговорим на следующем занятии. А сегодня я хочу остановиться на маленьких колокольчиках и их истории.
Презентация
Колокольчики (или бубенцы) появились в глубокой древности. Их звоном сопровождались праздничные и магические обряды. Считалось, что их звон отгоняет злых духов и привлекает добрых. Вешали колокольчики детям на колыбельки. Делали их из глины, дерева, морских раковин, позднее – из металла.
Их использовали и скоморохи, привлекая зрителей на представление. Ими украшали колпак придворного шута или Петрушки.
Ездоков старой России обязательно сопровождала музыка колокольчика, подвешенного под дугой лошадиной упряжи. Утверждают, будто звуки колокольчика помогали лошадям бежать дружно, подчиняясь единому ритму. Еще звон колокольчика служил аккомпанементом для песен ямщика (возницы) — веселых и грустных.
Считалось, что особый, нежный звон колокольчиков сопровождает появление ангелов и фей. Давайте послушаем и вспомним музыкальное произведение, в котором используется мелодичный звон челесты, напоминающий колокольчики.
(Звучит «Танец феи Драже» из балета Чайковского «Щелкунчик», дети узнают произведение)
А вот ещё одно музыкальное произведение –
фрагмент из оперы В. Моцарта «Волшебная флейта» - хор слуг с волшебными колокольчиками,
заставляющими всех плясать (слушание, обсуждение)
А сейчас мы попробуем с вами передать звучание бубенчиков голосом
Попевка «Бубенчики» Е. Тиличеевой
- пение всей группой, затем по подгруппам («Динь» - «Дан» - «Дон»)
Дидактическая игра «Бубенчики»
(на развитие звуковысотного слуха)
Музрук: Как заставить колокольчик звенеть? Да, нужно его потрясти. А как заставить резко замолчать? Нужно прикрыть его ладошкой. Давайте попробуем (раздаёт колокольчики)
Игра с колокольчиками:
У каждого ребенка в руках колокольчик. Пока звучит музыка, дети врассыпную бегают с колокольчиками по залу и звенят. Как только музыка заканчивается, дети застывают. Колокольчик в их руках не должен звенеть. Если у кого-то дрогнет рука и колокольчик звякнет, он выбывает из игры.
Музрук: Звоночки использовали в старину и на входных дверях, чтобы гости оповещали хозяев дома о своём приходе. Давайте разучим об этом песню
Разучивание песни Е. Тиличеевой «Наш дом»
Музрук: Дверной звоночек звенит весело, вот так (поёт в мажоре). А когда хозяев нет дома, звонок грустит и звонит грустно, вот так… (поёт в миноре). Давайте отгадаем, дома хозяева или нет.
Дид. игра «Весёлый и грустный колокольчики»
(на различение мажорного и минорного трезвучия)
Музрук: А теперь давайте развеселим звоночки, поиграем с ними!
Игра со звоночками
(Моцарт «Волш. флейта» в совр. обработке)
Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке колокольчик. В середине круга — водящий.
Дети бегут по кругу вправо, водящий влево. С окончанием музыкальной фразы поворачиваются лицом в круг. Во время исполнения новой фразы дети звенят колокольчиком и кружатся. Эти танцевально-музыкальные движения повторяются несколько раз. С окончанием музыки дети кладут колокольчики на пол, поворачиваются спиной в круг и говорят: «Раз, два, три, колокольчик, позвони!
Затем поворачиваются и быстро берут свои колокольчики. Водящий в это время пытается взять чей-либо колокольчик. Тот, кто остался без колокольчика, идет в середину круга. Игра продолжается.
Музрук: Ребята, а какие ещё музыкальные инструменты могут издавать звон? Правильно: металлофон, треугольник, румба, бубенцы. Давайте превратимся в оркестр и сыграем на них.
Оркестр
– игра по подгруппам инструментов
Музрук: По названию этих замечательных музыкальных инструментов получили свое название и цветы - за венчик, по форме напоминающий колокольчик. В народе верили, что цветы колокольчики обладают способностью издавать тихий звон. Давайте превратимся в цветочки-колокольчики и потанцуем
«Танец цветов-колокольчиков» (с бубенцами на кистях рук)
Если цветы колокольчики получили свое название за сходство с музыкальными инструментами, то церковные колокола, согласно легенде, ведут свое происхождение от цветов. Рассказывают, будто гулял по лесу один благочестивый епископ по имени Паулиний, предаваясь молитвам и размышлениям о Боге. На закате лучи солнца залили все вокруг золотым светом. Священник пришел в восторг и умиление. Опустившись на колени, он стал молить Господа, чтобы тот послал ему какое-нибудь знамение. Тут ему почудилось, будто слышит он едва различимый, но мелодичный и приятный звон. Этот звон издавали лесные колокольчики, качающиеся на полянке под легким ветерком. Епископ преисполнился ликованием и, вернувшись домой, повелел отлить из меди гигантский цветок колокольчика. Его укрепили под крышей собора. Так появился первый церковный колокол, созывающий людей на церковную службу.
Но о больших колоколах я расскажу вам на следующем занятии. А сейчас попрощаемся с нашими колокольчиками. Жаль с ними расставаться, поём грустно: (минорное трезвучие) «До свидания…». Но мы ведь ещё встретимся, правда? Давайте споём радостно: «До свидания!»