Ирина Винокурова
Педсовет с родителями «Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет №3
(совместно с родителями)
Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантное поведение и восприятие национальных культурных ценностей.
Повестка дня:
выполнение решений предыдущего педсовета;
Деловая игра с родителями «Культура семейного воспитания, толерантное поведение и восприятие национальных культурных ценностей».
Публикация «Педсовет с родителями „Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Обсуждение итогов тематического смотра «нетрадиционные формы работы с родителями по вопросам культуры и традиций семейного воспитания»
Форма проведения : деловая игра
Цель игры:
- дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности;
- предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию толерантных качеств у дошкольников;
- смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.
Материал:
- разрезные картинки для распределения команд;
- крассворд;
- для жюри: цифры 5, 4, 3 (для баллов, ромашка-цветок, записи медленной музыки, призы.
Вступительное слово заместителя заведующего по УВР.
В течение последнего десятилетия в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими её народами. Межэтнические и межнациональные конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, усиливающимся вниманием к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всём мире. Поэтому, на наш взгляд, одной из важнейших задач в современном обществе является — формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребёнка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребё нка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми
Современный ребёнок должен правильно принимать и понимать взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Поэтому, работу по воспитанию у детей толерантности необходимо начинать уже в детском саду, с младшего дошкольного возраста.
Современный ребёнок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей, а для этого он обязан знать свою национальную культуру, любить и уважать свою малую Родину.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору;
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств : любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.
Просмотр презентации «Воспитание патриотизма, толерантного отношения к людям».
Теоретическая часть
(вопросы для обсуждения)
1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?
2. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной и мировой культуре, формирование у них толерантных качеств надо начинать с дошкольного возраста?
3. Какова роль педагога и родителей в формировании толерантных качеств дошкольника?
4. Какие элементы творчества разных народов можно использовать в повседневной работе с детьми?
6. Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для быта разных народных культур, декоративно-прикладного искусства.
Ход игры:
Уважаемые педагоги, родители мы начинаем игру, которая поможет нам всем взрослым научить наших детей понимать и любить наш Родной карай, гордится им!
В нашей игре участвуют 2 команды. Распределение на команды проведем с помощью разрезных картинок. Каждая из вас берет одну разрезанную часть, и из этих частей составляем одну единую картинку.
У вас получится 2 картинки – 2 команды.
Для игры нужно выбрать жюри. Я предлагаю включить в состав жюри заведующего, музыкального руководителя, старшего воспитателя. Все согласны?
Жюри прошу занять свои места.
Ваша задача:
- зорко следить за ходом игры;
- после каждого задания оценивать участников игры;
- в заключительной части игры вручить приз команде, занявшей 1 место.
Правила игры:
1. Работать дружно, согласованно.
2. Соблюдать порядок и тишину.
3. Уметь слушать другого.
4. За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла.
5. Выслушать задание до конца.
6. Отвечать громко, но не хором.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА КОМАНДЫ.
Мы распределились на команды. Теперь приступаем к заданиям. И так, я желаю вам удачи!
Задание 1.
Придумать название команды.
Приветствие команд.
У каждой команды название и приветствие должно соответствовать культуре русского народа.
Все задания оцениваются в 5-ти баллах. Время для подготовки дается по 3 минуты.
…и так, жюри, внимание!
(Включается медленная музыка).
Разминка: Определи жанр устного народного творчества
1. В гостях хорошо, а дома лучше (пословица)
2. Стенка, стенка, потолок.
Два окошка, дверь,
Звонок: «Дзи-и-и-инъ!» (потешка)
3. Когда между друзьями изгородь, то и дружба дольше (поговорка)
3. Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали! (частушка)
4. Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала… (Басня)
Задание 2.
Приступаем к выполнению второго задания.
Разгадывание кроссвордов:
1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Поговорка).
2. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. (Частушка).
3. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического приключенческого или бытового характера. (Сказка).
4. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях. (Былина).
5. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему. (Анекдот).
6. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом – моралью. (Басня).
7. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения. (Песня).
8. Какие качества персонажа сказки влияют на её исход? (Доброта)
(Включается медленная музыка).
Задание 3.
Исполнение народной песни о природе родного края.
Задание 4.
Знаете ли вы о религии и народных обычаях?
Поочередно каждой команде будут задаваться вопросы.
Напоминаю правила игры:
- отвечаем четко, быстро;
- соблюдаем тишину и порядок;
- ответ за другую команду не выкрикиваем, в худшем случае с команды снимается 3 балла.
Внимание, ВОПРОСЫ:
1. Как называется главная книга
- христиан? (Библия)
2. Назовите священный день
- христиан; (пятница)
3. Национальный женский головной убор:
- русских. (кокошник).
4. Национальная обувь:
- русских; (лапти или поршни)
5. Перечислите национальную женскую одежду:
- русских (сарафан, душегрейка или теплогрейка)
6. Непременный элемент и мужской, и женской одежды на Руси
- русских. (Кушак)
7. Назовите основателя мировой Религии
- христиан. (Христос)
9. Новогодний праздник
- христиан; (Рождество)
10. Свадебный религиозный обряд
- христиан (Венчание)
11. Религиозный обряд, связанный с ограничением приема пищи
- христиан; (Пост)
Вопросы на тему «Предметы русской старины».
1. Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь (веретено)
2. Стоит кошка четыре ножки (лавка)
3. Стоит попадья тремя поясами подпоясанная (кадка)
4. Стоит молодец по колено в золоте (горшок в углях)
5. В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетена (решето)
6. Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам глодает (ухват)
Задание 5
Инсценировка народной сказки по программе.
Какую сказку, Определит нам «Ромашка».
… А теперь слово представляем жюри.