Лучший педагог года

Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность– средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Севиля Рысина
Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность– средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы

«Музыкально – ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»

А. И. Буренина.

Выдающиеся педагоги Л. С. Выготский и Н. А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза. Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Публикация «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность– средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям :

линия образных музыкально-двигательных этюдов.

овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.

танцевальные движения и танцы, особое внимание в них – общение.

ориентировка в пространстве.

индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.

Цель – познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, но исполняемого под музыку танцевально. Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

Актуальность.

Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, свободно общался с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Почему же наши дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце испытывают огромные трудности, танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием. Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений, нет полётности движений.

Проанализировав данную ситуацию, был сделан вывод, что главное средство формирования музыкально-двигательного творчества в танце – это обучение детей языку движений. Проведенные диагностические исследования, направленные на выявление уровней развития у детей музыкальности, творчества и движений подвели к постановке общей цели инновации.

Цель: Способствовать развитию потребности самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально – ритмической и танцевальной деятельности.

Определила для себя следующие задачи:

Образовательные:

Приобщение к танцевальному искусству;

Расширение знаний о танцах : игровых, коммуникативных;

Формирование навыков основных танцевальных движений.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность;

Формировать общую культуру личности ребенка;

Создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие :

Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, побуждать детей к творчеству;

Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Наметила предполагаемый результат:

Проявление самостоятельности и творческой инициативы у дошкольников;

Дети владеют навыком самостоятельного исполнения музыкально-ритмических движений и танцев;

У детей сформированы музыкально-ритмические навыки : правильная осанка, постановка корпуса, танцевальные элементы, парные движения, ориентация в пространстве;

Переход к объёмным, организованным и сложным танцевальным композициям, с использованием которых, можно продолжать развитие детского творчества в танце.

Новизна педагогического опыта:

Использование методов и приемов, позволяющих каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя в одном из наиболее доступных детям видов музыкальной деятельности – движении под музыку. Ее отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса.

В процессе работы выявила первоначальный уровень сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности, диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности.

На основании полученных результатов исследований я начала работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями.

На начальном этапе чтобы детям было легче установить контакт друг с другом, я использую игры и танцы на развитие коммуникативных способностей.

С целью развития музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально – ритмической деятельности широко использую «интенсивные» методы обучения, то есть активизирую двигательную активность детей под музыку в процессе всего времени пребывания в яслях - саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на про-гулке и т. д., кроме того, увеличиваю объем разнообразных движений в упражнениях. Но главное здесь – «Не навредить!». Подбираю такие ритмические композиции, которые позволяют решать одновременно несколько задач. Планирование и проведение системы занятий по развитию музыкальных способностей посредством музыкально-ритмической деятельности в старшей группе осуществляю в три этапа.

I этап – ознакомление детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создание целостного впечатления о музыке и движении.

II этап – углубленное разучивание музыкально – ритмических движений, развитие у детей умений самостоятельно исполнять знакомые упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению.

Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета : как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец. Подготовка к танцевальной деятельности провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен.

Также в работе веду работу над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.

Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес. Одна из новых форм организации музыкальных занятий - Ритмопластика. Специфической особенностью данной методики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными.

Чтобы снять с ребенка напряжение, использую элементы психогимнастики и аутотренинга. Основной акцент в психогимнастике был сделан на обучение элементам технике выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. С помощью предлагаемого материала дети обучались азбуке передаче эмоций – выразительным и разнообразным движениям («Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка»). Перед разучиванием сюжетных игр проводился ряд упражнений, помогающий детям войти в образ. Например, к игре «Звероловы и звери» (муз. Е. Тиличеевой, детям заранее (на предыдущих занятиях) предлагалось выполнить прыжки волка, поступь медведя, шаги звероловов по показу этого движения.

Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает выполнение несложных музыкальных этюдов. Этюд – это набросок, импровизация. В ходе работы было отмечено, что детям стало проще выражать свои чувства эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, появилась уверенность в себе во время выполнения движений.

К концу учебного года на этапе анализа деятельности ребенка работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.

По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как:

«Кот Мурлыка», «Овечка», «Паучок» и другие.

Принимаю активное участие в районных методических объединениях. Тесно ведём работу совместно с педагогами нашего дошкольного учреждения.

Большой вклад в моей работе вносят родители. Используются активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства, анкетирование. Родители являются активными участниками в проведении календарных праздников и развлечений, помогают в приобретении танцевальных и театрализованных костюмов, проявляют интерес. Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.

В процессе обучения я использую несколько методов:

Выразительный показ движений;

Словесные пояснения;

Образный рассказ;

Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец, который вызывает живой интерес у детей.

Стараюсь, чтобы весь процесс работы над музыкально – ритмическими движениями был привлекательным, игровым и творческим. Тогда дети будут развиваться, осваивая разнообразные и сложные двигательные композиции. А это в свою очередь будет способствовать развитию музыкальных способностей детей.

Результативность опыта.

Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, активное участие в развлечениях, в детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и муниципальных мероприятиях:

Выступление детей на ежегодном районном фестивале народного творчества «Обильный край, благословенный!»;

Участие в районном конкурсе хореографических коллективов «Малахитовая шкатулка»;

Участие в ежегодном районном конкурсе «Зажги свою звезду», где также имеются призовые места: 2017 год – диплом финалиста.

Ежегодные поселковые выступления на празднике «День села», где всегда отмечают нас грамотами;

Диплом лауреата I степени во всероссийском конкурсе профессионального мастерства для музыкальных работников в номинации «Выступления воспитанников» с танцем «Пчёлки - добрые подружки», 2020 год.

Наблюдения показали, что дети с удовольствием импровизируют в танце, показывают свою индивидуальность и отражают настроение героев. Я смогла побудить ребят к действию, а главное, к творчеству. Мне доставляет радость творить вместе с детьми, видеть, как меняет их танец. Я стараюсь, чтобы музыка танца распространялась, увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.

Заключение.

Последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Чрезвычайно важно воспитывать внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Литература:

1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)

2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.

3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.

4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.

5. Кукловская, В. Г. Музыкально-ритмические движения в детском саду [Ноты] / В. Г. Кукловская. – Киев : Музычна украина, 1986. – 46 с.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность– средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2021 в 09:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность– средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Севиля Рысина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД