Севиля Рысина
Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность– средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
«Музыкально – ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А. И. Буренина.
Выдающиеся педагоги Л. С. Выготский и Н. А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза. Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».
Публикация «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность– средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям :
линия образных музыкально-двигательных этюдов.
овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.
танцевальные движения и танцы, особое внимание в них – общение.
ориентировка в пространстве.
индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.
Цель – познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, но исполняемого под музыку танцевально. Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
Актуальность.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.
Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, свободно общался с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
Почему же наши дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце испытывают огромные трудности, танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием. Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений, нет полётности движений.
Проанализировав данную ситуацию, был сделан вывод, что главное средство формирования музыкально-двигательного творчества в танце – это обучение детей языку движений. Проведенные диагностические исследования, направленные на выявление уровней развития у детей музыкальности, творчества и движений подвели к постановке общей цели инновации.
Цель: Способствовать развитию потребности самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально – ритмической и танцевальной деятельности.
Определила для себя следующие задачи:
Образовательные:
Приобщение к танцевальному искусству;
Расширение знаний о танцах : игровых, коммуникативных;
Формирование навыков основных танцевальных движений.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность;
Формировать общую культуру личности ребенка;
Создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие :
Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, побуждать детей к творчеству;
Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Наметила предполагаемый результат:
Проявление самостоятельности и творческой инициативы у дошкольников;
Дети владеют навыком самостоятельного исполнения музыкально-ритмических движений и танцев;
У детей сформированы музыкально-ритмические навыки : правильная осанка, постановка корпуса, танцевальные элементы, парные движения, ориентация в пространстве;
Переход к объёмным, организованным и сложным танцевальным композициям, с использованием которых, можно продолжать развитие детского творчества в танце.
Новизна педагогического опыта:
Использование методов и приемов, позволяющих каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя в одном из наиболее доступных детям видов музыкальной деятельности – движении под музыку. Ее отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса.
В процессе работы выявила первоначальный уровень сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности, диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности.
На основании полученных результатов исследований я начала работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями.
На начальном этапе чтобы детям было легче установить контакт друг с другом, я использую игры и танцы на развитие коммуникативных способностей.
С целью развития музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально – ритмической деятельности широко использую «интенсивные» методы обучения, то есть активизирую двигательную активность детей под музыку в процессе всего времени пребывания в яслях - саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на про-гулке и т. д., кроме того, увеличиваю объем разнообразных движений в упражнениях. Но главное здесь – «Не навредить!». Подбираю такие ритмические композиции, которые позволяют решать одновременно несколько задач. Планирование и проведение системы занятий по развитию музыкальных способностей посредством музыкально-ритмической деятельности в старшей группе осуществляю в три этапа.
I этап – ознакомление детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создание целостного впечатления о музыке и движении.
II этап – углубленное разучивание музыкально – ритмических движений, развитие у детей умений самостоятельно исполнять знакомые упражнения, композиции в целом и отдельные движения.
III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению.
Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета : как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец. Подготовка к танцевальной деятельности провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен.
Также в работе веду работу над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.
Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес. Одна из новых форм организации музыкальных занятий - Ритмопластика. Специфической особенностью данной методики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными.
Чтобы снять с ребенка напряжение, использую элементы психогимнастики и аутотренинга. Основной акцент в психогимнастике был сделан на обучение элементам технике выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. С помощью предлагаемого материала дети обучались азбуке передаче эмоций – выразительным и разнообразным движениям («Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка»). Перед разучиванием сюжетных игр проводился ряд упражнений, помогающий детям войти в образ. Например, к игре «Звероловы и звери» (муз. Е. Тиличеевой, детям заранее (на предыдущих занятиях) предлагалось выполнить прыжки волка, поступь медведя, шаги звероловов по показу этого движения.
Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает выполнение несложных музыкальных этюдов. Этюд – это набросок, импровизация. В ходе работы было отмечено, что детям стало проще выражать свои чувства эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, появилась уверенность в себе во время выполнения движений.
К концу учебного года на этапе анализа деятельности ребенка работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.
По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как:
«Кот Мурлыка», «Овечка», «Паучок» и другие.
Принимаю активное участие в районных методических объединениях. Тесно ведём работу совместно с педагогами нашего дошкольного учреждения.
Большой вклад в моей работе вносят родители. Используются активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства, анкетирование. Родители являются активными участниками в проведении календарных праздников и развлечений, помогают в приобретении танцевальных и театрализованных костюмов, проявляют интерес. Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.
В процессе обучения я использую несколько методов:
Выразительный показ движений;
Словесные пояснения;
Образный рассказ;
Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей.
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец, который вызывает живой интерес у детей.
Стараюсь, чтобы весь процесс работы над музыкально – ритмическими движениями был привлекательным, игровым и творческим. Тогда дети будут развиваться, осваивая разнообразные и сложные двигательные композиции. А это в свою очередь будет способствовать развитию музыкальных способностей детей.
Результативность опыта.
Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, активное участие в развлечениях, в детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и муниципальных мероприятиях:
Выступление детей на ежегодном районном фестивале народного творчества «Обильный край, благословенный!»;
Участие в районном конкурсе хореографических коллективов «Малахитовая шкатулка»;
Участие в ежегодном районном конкурсе «Зажги свою звезду», где также имеются призовые места: 2017 год – диплом финалиста.
Ежегодные поселковые выступления на празднике «День села», где всегда отмечают нас грамотами;
Диплом лауреата I степени во всероссийском конкурсе профессионального мастерства для музыкальных работников в номинации «Выступления воспитанников» с танцем «Пчёлки - добрые подружки», 2020 год.
Наблюдения показали, что дети с удовольствием импровизируют в танце, показывают свою индивидуальность и отражают настроение героев. Я смогла побудить ребят к действию, а главное, к творчеству. Мне доставляет радость творить вместе с детьми, видеть, как меняет их танец. Я стараюсь, чтобы музыка танца распространялась, увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.
Заключение.
Последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Чрезвычайно важно воспитывать внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.
Литература:
1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)
2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.
5. Кукловская, В. Г. Музыкально-ритмические движения в детском саду [Ноты] / В. Г. Кукловская. – Киев : Музычна украина, 1986. – 46 с.