ольга кудрявцева
Музыкально-образовательный проект для детей старшей-подготовительной группы «В стране музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
.
Участники: дети старше - подготовительной группы
Возраст детей : 6-7 лет.
Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, музыкальные праздники, изготовление афиш, пригласительных билетов.
Продукт детской деятельности:
1. Создание альбомов детских работ;
2. Выставка детских рисунков;
Темочки:
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальное развитие
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
3. Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала
Постановка проблемы
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Любопытно, что многие дети по окончанию музыкальной школы, потратив на неё семь – восемь лет жизни на обучение, в итоге бросают занятия музыкой и даже не подходят к своему музыкальному инструменту. Почему?
Потому, что в детстве их не научили играть играючи. Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.
Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.
Краткое описание проекта
Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с вопросами, играми и творческими заданиями.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для педагогов детского сада.
Всего в проект будут вовлечены 24 ребенка средне-старшей группы, их родители, музыкальный руководитель и два воспитателя.
Цель проекта
Через сказки, рассказы, игры и театрализованные представления научить детей творчески и нестандартно мыслить, а также дать представления о многообразии мира музыкальных инструментов.
Задачи:
1. Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.
2. Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
3. Создавать необходимую предметно – развивающую музыкальную среду.
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта :
1. Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными музыкальными инструментами.
2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.
Популяризация данного проекта
Будет осуществляться различными путями:
1. Через участие в смотре «Марафон образовательных проектов».
2. Через участие в педагогической олимпиаде для студентов и педагогов дошкольного и начального образования.
3. Через презентацию данного проекта для детей и родителей детского сада.
Оценка результатов
Оценка эффективности по итогам работы будет производиться по трем направлениям: дети, педагоги, родители.
Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и на конец работы над проектом «Страна музыкальных инструментов»
По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с целью подведения итогов работы.
План реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 6 месяцев и будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (1 месяц).
На этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно – информационная компания.
2 этап – основной (4 месяца).
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный (1 месяц)
Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Взаимодействие с семьей
1. Беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».
2. Изготовление книжек – малышек «Мой любимый музыкальный инструмент»
3. Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.
Оборудование и оснащение педагогического процесса
1. Подобрать фонотеку с образцами звучания музыкальных инструментов, изучаемых на проекте.
2. Подобрать иллюстрированный материал.
3. Игровая деятельность: музыкально – дидактические игры.
Занятие № 1
Тема: «Ударные музыкальные инструменты»
Цель: - развивать у детей творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах;
- формировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики.
Ход занятия
Педагог:
- Ребята, сегодня мы с вами начинаем необычное путешествие. Это путешествие в сказочную страну музыкальных инструментов. А раз в этой стране живут музыкальные инструменты, значит, в ней живут и звуки, и волшебная музыка.
Сегодня мы с вами посетим Город ударных инструментов. А чтобы лучше познакомиться с его жителями я вам прочту сказку.
«Ударная семья»
Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из неё колокольчик, ложки, трещотки, барабан.
- Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.
Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:
- Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?
Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабане короткую дробь.
- Трам-там-там! Что это за инструмент – трещотки? Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать и танцевать.
- Дин-дон, дин-дон, - заволновался колокольчик, - от вас, барабан, один только бой и шум, а я умею весело звенеть, так что для танцев я больше подхожу.
- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. – Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки – не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева – клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.
- Не шумите малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину – барабанщику, - сердито гудел стоящий в углу огромный барабан.
Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разодрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.
- Трах-тах-тах – трещали трещотки.
- Трам-там-там – били барабанные палочки.
- Динь-дон! – звенел колокольчик.
- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь – разговаривали ложки.
Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.
- Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов, и нам не нужно спорить, - гремел барабан, и все инструменты с ним были согласны!
Педагог: Ребята, ну вот мы и прослушали сказку об ударных инструментах, и теперь я хочу провести небольшую викторину по сказке. Ответьте мне на вопросы и получите жетон победителя.
Вопросы викторины
1. Чем ударные инструменты отличаются от струнных и духовых инструментов?
2. Как вы думаете, кто в семье ударных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?
3. Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравиться больше и почему?
4. Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?
5. Придумайте свои веселые названия для разных ударных инструментов.
Педагог подводит итоги викторины и награждает самый активных её участников памятными медальками с изображениями ударных музыкальных инструментов.
Занятие № 2
Тема: «Ударные инструменты» (продолжение)
Цель: Знакомить детей с ударными инструментами.
Ход занятия
Дети входят в зал под маршевую музыку, аккомпанемент к которой исполняют ударные инструменты.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомство с ударными инструментами. Сегодня у нас вернисаж музыкальных ударных инструментов. Выходя по очереди, вы называете один из инструментов, а я читаю вам о нем стихотворение.
Бубен
В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит,
Бубен радостно звенит.
Подошел к нему медведь,
Чтобы малышу подпеть.
В лапах тот же инструмент,
Удивительный момент.
Бубенцов бубновых звон
Слышится со всех сторон.
Бубен – это вам не шутка,
Молодцы у нас мишутки.
Ложки
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой
Сразу в пляс пойдет любой.
Ложки – пусть не фортепиано,
Но у них свое пиано,
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.
Если виртуоз играет
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.
Барабан
Я, конечно, не орган,
Я всего лишь барабан,
Но могу любые звуки
Я исполнить, были б руки.
Вот две палочки, держите,
По мембране постучите.
Слышите, как я пою?
Тишины я не люблю.
Если где-то марш, парад,
Послужить всегда рад.
Я даю сигналы к бою,
Я не плачу и не ною.
Дробь моя всех поднимает,
Ободряет, вдохновляет,
Даже в небольшом оркестре
Полноправный я маэстро.
Колокольчик
На моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка,
Слышен звон издалека.
Колокольчик – музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.
Пусть он кроха и юнец,
Колокол – его отец –
Музыкальный инструмент,
Нужен всем в любой момент.
Громко колокол поет,
В колокольнях он живет.
Людям музыка его
Ближе и родней всего.
Педагог: А, сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Песенка настроения».
Описание.
Разделить детей на подгруппы и раздать каждой группе по одному ударному инструменту. Каждая группа должна придумать на своем музыкальном инструменте музыкальное обращение к остальным детям и проиграть его. Дети угадывают настроение той или иной песенки.
Педагог: Ребята, наши музыкальные инструменты, как любые артисты очень любят, когда пишут их портреты. Давайте пройдет в наш уголок творчества, где у нас уже приготовлены листы белой бумаги и яркие цветные карандаши и нарисуем портрет понравившегося вам инструмента в образе веселого человечка, а музыка нам поможет придумать этот образ.
Дети рисуют ударные инструменты под фонограмму пьесы А. Хачатуряна «Танец с саблями», «Военный марш» Прокофьева.
По окончании творческого задания педагог и дети вывешивают свои работы в выставочном уголке зала, и обсуждают наиболее понравившиеся работы.
Занятие№3
Тема: «Легенда о барабане»
Цель: Продолжать знакомить детей с ударными инструментами, историей их возникновения, их роли в жизни людей.
Ход занятия
Педагог. - Сегодня, ребята, я хочу рассказать вам о том, как и для чего был сделан первый барабан. Для этого я расскажу вам сказку….
«Легенда о барабане»
- Дедушка, выпей отвара, - ласково сказала индианка Чистый Родник.
- Пей его сама, внучка, - ответил старик. – Тебе сил много надо будет, чтобы выжить. Наше племя может погибнуть зимой. Слишком мало у нас осталось людей.
- Дедушка, мой муж, Соколиное перо говорит, что в других племенах тоже мало людей. Почему мы живём маленькими племенами? Вместе мы бы были сильнее.
В ответ старик кивнул с горестью и пошел к вождю племени.
- Надо индейцам объединиться и жить дружно, тогда мы сможем помогать друг другу – сказал старик вождю.
- Как мы узнаем, захотят ли соседи с ними дружить? – ответил вождь.
- Пусть охотники отнесут приглашение на пир всем соседям. А женщины зажгут костер и приготовят еду. Тот, кто захочет дружить, придет к нам в гости, - объяснил старик.
- Твой план опасен, - покачал головой вождь – Нельзя посылать мужчин в другие племена, вдруг они не вернутся?
Опечалился старик, а внучка ему и говорит: «Не горюй, дедушка. Мой муж, Соколиное перо, придумает что - нибудь».
Вдруг Чистый Родник подняла голову и воскликнула:
- Слышу, он уже идёт с добычей. Надо приготовить ему горячую еду.
Чистый Родник принялась хлопотать, и, когда молодой охотник подошел, еда уже сварилась на костре.
Дед с удивлением спросил:
- Внучка, как ты узнала, что твой муж едет с добычей, когда он был еще так далеко?
Соколиное перо достал из сумки небольшой глиняный горшок, на котором была натянута шкура оленя, и выбил ладонями мелкую дробь.
- Я сделал этот инструмент и назвал его барабаном. Когда я возвращаюсь с охоты, я стучу в барабан, и моя любимая слышит меня, даже если я далеко.
Не успел охотник договорить, как старик схватил барабан и побежал к вождю.
- Нам нужно сделать такой барабан, только намного больше. Тогда его громкий стук услышат все племена. Этот барабан расскажет людям, что мы зовем их в гости, чтобы жить вместе и помогать друг другу.
Эта идея всем понравилась, и люди племени принялись за работу. Они сделали круглую деревянную раму и натянули на неё сверху и снизу кожу лося. Потом они зашили обе стороны барабана по краю деревянной рамы полосой кожи и сделали барабанные палочки с оленей шкурой на концах.
- Бум-бум-бум, идите все сюда, идите в гости – бил в барабан охотник Соколиное Перо.
Звук барабана был такой громкий и призывный, что его услышали и поняли все соседние племена. Первым пришло самое маленькое племя с лесного озера. Они остановились неподалеку, не решаясь подойти к костру.
Тогда Чистый Родник взяла красивые бусы и отнесла девушке из племени Лесного Озера, а девушка в ответ протянула свое ожерелье из ракушек. Они взялись за руки и стали танцевать возле костра. Чистый Родник запела приветственную песню, а Соколиное Перо отбивал ритм этой песни на своем барабане.
Люди заулыбались и тоже стали обмениваться дарами между собой.
Новые племена приходили на зов барабана, и люди снова и снова пели песни и дарили подарки.
С тех пор индейцы стали жить лучше. Большие и маленькие барабаны поют песню дружбы – индейский зов любви.
Педагог: Представьте, ребята, что вы тоже жители племени и вождь спрашивает у вас совет, как жить племенам в дружбе. Что вы ему посоветуете?
Ответы детей.
Педагог: В каких важных делах барабан помогал людям племени?
Ответы детей.
Педагог: Теперь, когда мы знаем, что барабан является очень важным инструментом, я предлагаю вам вместе с родителями сделать свой барабан дружбы. Как образец я хочу показать вам свой барабан, который я сделала их ведерка и украсила его цветной самоклеющейся пленкой.
Занятие № 4
Тема: Духовые инструменты
Цель: Познакомить детей с духовой группой инструментов.
Ход занятия
Дети входят в зал под фонограмму группы «Иван Купала» и исполняют танцевальные движения русского народного танца по показу музыкального руководителя.
Педагог:
Дудочка играет
С виду дудочка простая,
Но звучаньем поражает:
В нем небесная лазурь,
Солнца лучик после бурь.
В нем звучание лесов
Под порывами ветров,
В нем последний вальс листвы,
Плеск ручья и песнь травы.
Спящих рек, озер дыханье,
Встречи в нем и расставанья,
В нем томление грустной ивы,
Птиц волшебные мотивы.
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о духовых инструментах. Как вы думаете, какие это инструменты?
Дети: Дудочки, рожки, флейта…
Педагог: Правильно, а еще к духовым относятся такие инструменты, как труба, саксофон, фагот, а к народным духовым инструментам – жалейка, свирель, волынка, свистулька. Одним словом, духовые – это те инструменты, в которые нужно дуть воздух для того, чтобы они запели.
Свирель
Жил в селе пастух Андрейка,
На свирели жалейке
Он коровушкам играл,
Хор коровий подпевал.
Были у него коровы
Невредимы и здоровы.
Звуки их оберегали,
Злых волков, болезни гнали.
Все Андрейку уважали,
Угощали, ублажали,
Прославляли всем селом.
Слыл он лучшим пастухом.
- Без умения играть
Счастья стаду не видать.
Вам поклон, свирель с жалейкой, -
Говорил пастух Андрейка.
- Ребята, скажите пожалуйста, для чего пастуху Андрейке нужна была жалейка и свирель?
Дети:
- Чтобы коровы слышали их звуки и выполняли команды, которые подает им пастух.
Педагог: А в каких еще профессиях людям помогали игра на музыкальном инструменте. Как вы думаете, а современные пастухи сейчас играют коровам на свирели или жалейке?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, давайте пофантазируем с вами и придумаем, на каких инструментах нужно играть барашкам, курочкам, козам, поросятам, чтобы они не болели и лучше служили людям?
Волынка
По селу певец идет,
Он в руках мешок несет,
На ходу на нем играет,
Трубкой звуки извлекает.
Монотонное звучанье,
Много в нем тоски страданья
Что же это за чудинка?
Музыкант несет волынку.
Как упруга и прочна,
Воздухом полна она.
Воздух этот – музыкальный,
Только слишком он печальный.
Педагог демонстрирует детям картину, на которой изображена волынка и исполняет музыкальную пьесу И. Баха «Волынка».
Педагог: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, почему волынку надо сначала наполнить воздухом для того, чтобы она запела?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, я хочу, чтобы вы дома придумали сказку, почему у волынки печальный голос, и нарисовали этот инструмент.
Занятие № 5
Тема: «Чья песня лучше?»
Цель: Познакомить детей с различными духовыми инструментами.
Ход занятия
Дети входят в зал под марш в исполнении духового оркестра и занимают свои места на банкетках.
Педагог: Здравствуйте, ребята, я хочу рассказать вам сказку о споре духовых инструментов, кто же из них лучше. Может, вы поможете разрешить этот спор?
Чья песня лучше?
Весело на городской площади в воскресный день. В одном конце звонко играют дудки, на другом – жалейка плачет жалобно, а её плач заглушает сильный голос бродячего музыканта с мешком свирелей : «Налетайте, не зевайте. За копейку песенку спою и свирель подарю. Будете играть, да деток потешать».
Вдруг на площади появилась конная дружина во главе с князем и принялась разгонять музыкантов плетями. Потом слуги князя отняли у музыкантов инструменты, сложили их в кучу и подожгли.
В этот миг громко затрубила труба, спустилась с неба крылатая голубоглазая девушка.
- Не смей, князь, моих слуг – музыкантов обижать! – молвила девушка певучим голосом.
- Я приказал запретить музыку и игры! А кто ты такая? – гневно закричал князь.
- Я фея Музыки. Пусть твое сердце каменным станет до тех пор, пока музыка не заставит его плакать, - ответила фея и растаяла.
Хотел князь что-то крикнуть, а не смог. Окаменело его сердце. Княгиня тут же издала указ: «Тот из музыкантов, кто заставить сердце князя плакать, получит сто золотых».
Тысячи музыкантов отправились в княжеский замок, но никому из них не удалось разжалобить князя своей игрой. Три деревенских музыканта тоже решили попытать счастья. Пришли они к старому музыкальному мастеру за инструментами.
- Я хочу на жалейке сыграть, - сказал один музыкант. – Её жалобная песня любого тронет.
- Хорошо, - ответил мастер, - вот тебе жалейка – деревянная удочка с дырочками. На конец этой дудочки я бересту накрутил для усиления звука, а в верхний конец специальный язычок вставил «пищик».
- А мне волынка больше нравится, заявил второй музыкант. – Она поет так тоскливо, что невольно плакать хочется.
- Очень удобный инструмент – волынка – согласился мастер. – Сделал я её в виде мешка из телячьей шкуры. В мешок вставил несколько трубок. Через одну трубку можно воздух в мешок нагнетать, через другую – можно играть. Остальные трубочки сами загудят заунывно, если на мешок нажать.
- Дайте мне свирель, её переливчатая музыка за душу берет, попросил третий музыкант.
- Возьми вот эту свирель, - предложил мастер. – Она из ветки ивы сделана. Сердцевину я выжег раскаленной проволокой и прожег в ней шесть круглых отверстий и седьмое прорезал наискось. Конец трубочки я закрыл деревянной затычкой, только узенькую елку оставил для воздуха.
- Дедушка, какой же из этих инструментов оживит сердце князя? – спросил внук мастера.
- Все эти инструменты – духовые. Люди говорят, что название это появилось от старинного слова «дух», что значит воздух. А я думаю, что оно от силы духа человека произошло. Только силой духа можно расколоть каменное сердце князя, - ответил старик.
Пошли музыканты в замок, а мальчишка, внук мастера, за ними увязался.
Вот пришли музыканты в замок. Первый заиграл на жалейке. Запищала жалейка, словно девушка заплакала, которую с любимым разлучили.
Звучит отрывок песни жалейки. - Вздохнула грустно княгиня, а князь даже не посмотрел в сторону музыканта.
Второй музыкант взял в руки пузатую волынку и затянул грустную песню о человеке, который на чужбине по Родине тоскует.
Звучит отрывок мелодии, исполняемой на волынке. - Слезинка выкатилась из глаз княгини, а князь даже голову не повернул.
Поднес третий музыкант свирель к губам, и поплыли в воздухе грустные переливчатые трели об ушедшей молодости. Звучит отрывок песни свирели. - Вспомнила княгиня свою беззаботную молодость и заплакала, только лицо князя по-прежнему было каменным.
Тут заметила княгиня мальчика и попросила:
- А ты умеешь играть?
- Я знаю одну колыбельную песенку, которую мне моя матушка пела, - ответил мальчик.
Он достал из кармана простую тростниковую дудочку и заиграл.
Запела дудочка нежным голосом матери, и дрогнуло лицо князя. Выкатилась из его глаза слеза, и сердце его снова живым стало.
Педагог: Ребята, вот мы и прослушали сказку. Почему только тростниковая дудочка заставила князя плакать?
Ответы детей.
Педагог: А на каком инструменте вы бы сыграли князю, чтобы оживить его сердце?
Ответы детей.
Педагог: Давайте мы с вами немного пофантазируем и придумаем рецепт музыкального лекарства, от которого сердце становится добрее.
Дети размышляют на тему, что же нас делает добрее и лучше?
Педагог: Ребята, а как вы представляете себе фею музыки, какая она. Я предлагаю вам нарисовать дома эту музыкальную фею, ведь только в детстве мы можем посещать сказочные страны и видеть волшебников и фей.
Занятие № 6
Тема: «Музыка флейты»
Цель: Познакомить детей со звучанием флейты.
Ход занятия
Дети входят в зал под фонограммы пьесы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта.
Педагог обращает внимание детей на звучание инструмента.
Педагог:
Флейта – сказочная фея,
Открывающая двери
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.
- Дорогие друзья, сегодня мы с вами поговорим о флейте, замечательном духовом инструменте, чей звук зачаровывал людей много веков подряд.
Голос флейты
Флейты тонкий голосок
Словно звонкий ручеёк,
Кормит вагой он поля,
И звенит в ответ земля.
Благодарно шепчут ивы,
Летний яркий луг красивый.
Птички радостно поют,
Звонкий щебет там и тут.
Громче флейты звук, сильней –
Заливается ручей,
Вторят братцу родники,
Вон доносятся с реки.
Тише флейточка звучит -
Ручеёк устал и спит
Тишина – он видит сон,
Замер флейты перезвон.
Педагог: Ребята, автор этого стихотворения сравнил звучание флейты с бегущим ручейком. Звучание каких инструментов, вам напоминает порыв ветра, шум дождя, звон ручья, шелест крыльев?
Ответы детей.