Светлана Минькова
Проектный метод в ДОО. Музыкально-литературная гостиная
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод в ДОО. Музыкально-литературная гостиная
Слайд 1
Наш детский сад "Светлячок", с 2016 года работает в инновационном режиме и успешно осваивает проектный метод.
Метод проектов актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Публикация «Проектный метод в ДОО, Музыкально-литературная гостиная» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
Этот метод интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным.
С целью совершенствования художественно-речевых навыков, раскрепощения детей при чтении стихотворений, мы с музыкальным руководителем нашего детсада Е. А. Чаленко, решили организовать музыкально-литературную гостиную «Элегия», в которой соединили художественное слово с музыкой и художественно-продуктивной деятельностью.
Привлекательность музыкальной гостиной состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме, используя различные формы.
Слайд 2
Цель проекта :
Формировать у детей положительное отношение к искусству (изобразительное искусство, литература, музыка, театр, танец). Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение.
Слайд 3
Задачи:
• Способствовать эмоциональному отношению к литературным и музыкальным произведениям, с помощью различных приёмов и методов.
• Развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной, современной музыкой.
• Совершенствовать художественно - речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворений.
• Привлекать детей и родителей к активному участию в совместной художественно-продуктивной деятельности.
• Способствовать активизации родителей при организации выставок.
• Самостоятельно подбирать тематические стихотворения и заучивать их с детьми.
Слайд 4
Проект долгосрочный, рассчитан на три года: первый год работы «Времена года», второй год – «От балалайки до скрипки» и третий «О Родине, только о Родине!».
Вид проекта : творческо – познавательный.
Слайд 5
Старт работе проекта был дан 27 ноября 2015 года. В детском саду состоялась первая встреча, она была посвящена осени и называлась «Осенние размышления». В ходе встречи звучала музыка П. Чайковского, А. Вивальди, А. Джойса, стихи русских поэтов классиков и современные поэтические произведения в исполнении детей, родителей и педагогов. Гости вечера, учащиеся младших классов Прасковейской Детской школы искусств, исполнили детские музыкальные пьесы, посвященные осени.
Слайд 6
Январская встреча в музыкальной гостиной, «Зимушка хрустальная» прошла по такому же плану: снова звучала музыка русских композиторов, детьми исполнялись зимние песни танцы, родители и гости исполняли литературные и музыкальные произведения о зиме, вспомнили и о замечательном зимнем празднике «Рождестве Христовом».
Слайд 7
В этом нам помогли певчие хора храма Александра Невского, которые рассказали об истории праздника, исполнили рождественские колядки.
Слайд 8
Музыка весны звучала на очередной встрече в музыкальной гостиной под названием «Весенняя капель». Зрителям особенно запомнились такие яркие номера как, «Вальс» в исполнении девочек подготовительной группы под музыку Е. Доги; хорошо забытая песня Е. Крылатова «Ласточка», исполненная солистом Арсением Арещенко; хореографическая композиция под музыку П. И. Чайковского «Подснежник», представленная детьми средней группы «Ромашки». Звучали стихи о весне и мире. До глубины души тронули стихи о войне прочитанные родителями, и как приятно было услышать попурри на темы песен времен Великой Отечественной войны в хоре голосов родителей и педагогов. О празднике светлой пасхи нам рассказала преподаватель Духовно-просветительского центра «Елеон» Варвара Владимировна Марченко.
Эта встреча завершила первый этап работы проекта.
Слайд 9
Летний оздоровительный период не прошел даром, хотя работа клуба «Элегия» приостановилась. В течении всего времени «каникул» во всех группах шла работа по постановке детских музыкальных спектаклей. Каждая группа показала свою творческую работу и перед друзьями, и перед родителями. А осенью, когда Музыкально литературная гостиная «Элегия» вновь открыла свои двери в композиции «Родные напевы» кроме народных напевов и поэтических произведений об осени детьми теперь уже старшей группы «Ромашки» была представлена их летняя работа - детская опера Е. Красева «Муха Цокотуха». Этим спектаклем мы начали новый цикл встреч - «От балалайки до скрипки», где продолжили разговор о музыке, живописи, поэзии, о необходимости возвращения к истокам, к народному творчеству.
Учащиеся и преподаватели школы искусств, представили нам русские народные инструменты, исполнили на них известные мелодии.
Слайд 10
Традиционная зимняя встреча клуба «Элегия» была посвящена инструменту фортепиано, зрителей познакомили с циклом фортепианных пьес «Детский альбом» П. И. Чайковского. На воображаемой «машине времени» мы все вместе переместились в век девятнадцатый, в гостиную к маленькому Володе и его сестренке на Рождественскую елку. Перед нами танцевали «Деревянные солдатики», «Новая кукла», «Зимние узоры» за окном. А гости исполняли свои песни «Старинную французскую…», «Неаполитанскую…», «Немецкую…». Выпускники детского сада Арсений Арещенко и Арсен Арутюнов, которые посещают занятии в школе искусств, исполнили нам пьесы на фортепиано.
Этой встречей завершился второй год работы проекта.
Слайд 11
В летний период, в преддверии третьего этапа работы над проектом, с детьми подготовительной группы «Ромашки», были проведены экскурсии, тема которых знакомство с достопримечательностями родного села. Дети с воспитателями и родителями посетили: детскую библиотеку, краеведческий музей, школу искусств, храм «Александра Невского», мемориал посвященный героям ВОВ, школы.
Третий год работы над проектом, «О Родине, только о Родине», посвящен талантливым людям Ставропольского края. На встрече звучали стихи ставропольских поэтов: В. В. Ходарева, И. В. Кашпурова, С. Н. Рыбалко, В. И. Слядневой, В. В. Нарыжной, Г. С. Фатеева. Звучала музыка ставропольских композиторов. Дети исполнили песню «Моя Прасковея», музыку и слова к которой, написала музыкальный руководитель детсада «Незабудка» Елена Романенко.
Слайд 12
Проведена мини – выставка репродукций картин ставропольского художника, Заслуженного художника РСФСР, Почётного гражданина города Ставрополя – П. М. Гречишкина.
Слайд 13
Гости встречи, участники коллектива «Родные просторы», исполнили несколько песен на стихи поэта Петра Тягненко, музыку к которым написал руководитель ансамбля Василий Иванович Крикухин.
Слайд 14
Благодаря участию в работе над проектом преподавателей и учащихся Прасковейской Детской школы искусств, дети и родители познакомились и услышали звучание различных музыкальных инструментов. Это способствовало тому, что ребята стали учащимися этой школы.
Слайд 15
Хочется отметить, что все воспитатели поддержали работу проекта и на каждой встрече стараются помочь и личным участием, и подготовкой своих воспитанников к выступлению.
Слайд 16
В процессе работы над проектом были организованы вернисажи детских картин отражающих тематику встреч: «Осенние размышления», «Зимушка хрустальная», «Весенняя капель», «Осенний вернисаж», «Рождество», «Наша Родина – Россия», «Село ночью». Работы ребят завоевали призовые места на Всероссийском конкурсе «Талантоха».
К каждой встрече были выпущены брошюры: «Стихи об осени», «Стихи о зиме», «Стихи о рождестве», «Стихи о весне», «Пасхальные стихи», «Родные напевы», «Мама – солнышко мое», «О Родине, только о Родине».
Слайд 17
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей.
Родители оказывали активную помощь в подготовке вечеров, читали стихи, пели вместе с детьми, шили необходимые для тематики встреч костюмы.
Проводились выставки детско – родительских работ: «Осень в гости к нам пришла», «Новогодний сувенир», «Светлая пасха», «Этот загадочный космос», «Весенняя фантазия», «Осень, в гости просим», «Новогодняя открытка», «Мамин праздник», «Золотая осень», «Из чего же, из чего же, сделана наша елочка».
За время работы над, музыкально – литературной гостиной «Элегия», мной были разработаны и другие проекты, краткосрочные, позволяющие более глубоко погрузиться в темы, интересующие детей.
Квест – игра «Путешествие по сказкам или проказы Бабы – Яги», где мы путешествовали по русским народным сказкам.
Проводя экологический образовательный терренкур «В гости к Матушке – природе», ребята, пройдя все препятствия, встретившиеся им на пути, помогли Матушке – природе в озеленении территории детского сада.
Проект «Волшебный мир красок» помог мне раскрыть перед ребятами увлекательный мир нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотопия, рисование мыльными пузырями). По итогам проектов были созданы тематические альбомы рисунков детей.
Родители активно участвовали в работе над проектами, подбирали необходимые природные материалы, принесли саженцы для озеленения территории детсада, помогли детям в создании объемных барельефов.
Слайд 18
В заключении хочу сказать, что проектный метод позволяет направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса познания, повышает детскую самооценку. Значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти ребенка и позволит выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.