Елена Коровина
Проектный метод в организации взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества"
Феликс Адлер
Проектный метод, как условие эффективности взаимодействия с родителями
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Публикация «Проектный метод в организации взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
2 слайд Что такое взаимодействие педагога с родителями? В словаре русского языка С. Ожегова, значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что нет баланса процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
3 слайд. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст. 18, родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Сейчас мы видим то, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказываются недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников должна основываться на современных подходах к этой проблеме. Для установления активного сотрудничества необходимо использовать активные и интерактивные формы и методы взаимодействия.
Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявилось недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.
4 слайд Изложенное выше выявляет противоречия:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком, с педагогами;
- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений реализации данной проблемы.
Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
5 слайд. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Данная форма работы направлена на организацию совместной творческой деятельности родителей и детей
6 слайд Достоинства метода проектов заключается в следующем:
1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и потребностям детей
2. Метод проектов дает четкий алгоритм действий
3. Метод проектов актуален в свете задач модернизации образования направленных на развитие способностей, мышления, формирование практических навыков; использование различных форм деятельности; учет индивидуально-дифференцированного подхода.
4. Метод проектов оптимизирует стиль взаимодействия, постепенно происходит переход от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога, детей и родителей.
7 слайд В нашем детском саду метод проектов используется с 2014 года. Воспитателями были реализованы следующие проекты:
- «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный празднованию 70- летия Победы в Великой Отечественной Войне, воспитатель Гладышева Н. Е.
Цель данного проекта создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание чувства патриотизма и гордости за своих предков. Проект был краткосрочным (1 месяц, участие приняли вся группа воспитанников и родителей. В нем использовались различные формы организации: экскурсии, организованная образовательная деятельность, выставка рисунков, акция «Подарок ветерану», консультации и итоговым мероприятием данного проекта стал праздник с участием родителей.
8 слайд
Занимаясь изучением традиций русской народной культуры воспитатель Маркова Н. А. реализовала проект «Благовещение», проект был краткосрочным, групповым. Цель проекта расширить знания и представления детей о празднике и его традициях. Отличительной особенностью стало то, что дети самостоятельно из теста изготавливали жаворонков и угощали ими на празднике всех взрослых. (фото)
9 слайд
Очень интересным, познавательным получился проект под названием «Пушкинская осень» воспитатель Майорова Н. С. Средней продолжительности, групповой. Цель проекта приобщение детей к русской художественной литературе через творчество А. С. Пушкина. При реализации использовались различные формы ознакомления детей с творчеством писателя. Наиболее интересными и познавательными оказались экскурсии в детскую центральную библиотеку, виртуальная экскурсия в музей А. С. Пушкина в Болдино», детское изобразительное творчество и совместное творчество детей и родителей «У Лукоморья». И конечно же итоговое мероприятие «Пушкинский бал»(фото)
10 слайд
Наиболее ярким, насыщенным, включающим в себя большое количество разнообразных форм и видов деятельности является проект «Русская горница» воспитатель Маркова Н. А., также средней продолжительности 3 месяца сентябрь- ноябрь, групповой. Цель проекта подготовка детей подготовительной группы к выполнению роли экскурсоводов в мини-музее «Русская горница» для проведения экскурсий с младшими дошкольниками. Большая часть образовательной деятельности проходила в атмосфере русского национального быта.
Занятия по формированию целостной картины мира:
«Жили –были дед, да баба»
«Русская матрёшка»
«Наша Родина – Россия»
«Родная улица моя»
Знакомство с русскими народными сказками:
«Царевна – лягушка»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Сивка – бурка»
11 слайд Занятия по художественному творчеству:
«Дымковская барышня»
«Гжельская роза»
«Городецкая роспись»
«Дымковские игрушки»
«Русский народный костюм»
«Старинные дома в нашем селе»
12 слайд В самостоятельной деятельности дети играли с народными игрушками, разыгрывали сценки из знакомых сказок с помощью настольного театра а также играли в сюжетно – ролевую игру «Семья», используя экспонаты музея
13 слайд Совместно с родителями был проведён праздник «Осенняя ярмарка». Папы наряжались коробейниками, предлагали товары и катали детей на карусели. Специально для этого праздника благодаря родителям были сшиты детские русские народные костюмы. В процессе праздника дети знакомились с изделиями народных промыслов Нижегородского края, которые были выставлены в качестве оформления музыкального зала, играли в народные игры, музицировали на русских народных инструментах, знакомились с традициями проведения ярмарок на Руси.
14 слайд К Дню матери были проведены «Посиделки всей семьёй» с использованием экспонатов Русской горницы. На празднике родители познакомились с традициями семейного воспитания на Руси. По окончании было семейное чаепитие.
15 слайд Итогом проекта стала экскурсия для детей средней группы. Её провели 5 экскурсоводов нашей группы. Малыши узнали о значении печки в жизни наших предков, о посуде, одежде, орудиях труда, музыкальных инструментах и рукоделиях.
Благодаря работе над проектом, как показали наблюдения и беседы с детьми, у них значительно расширились представления о родном крае, развились социально – коммуникативные навыки детей. Сотрудничество с родителями способствовало установлению доверия и взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.
Анализируя данный опыт мы видим, что выросла познавательная и творческая активность детей. Родители стали чаще интересоваться делами детей в ДОУ, с удовольствием принимают активное участие в творческих, исследовательских проектах. Среди родителей происходит бурное обсуждение, обмен опытом по поиску информации. Мы планируем продолжить работу в данном направлении, расширяя диапазон проектов в том, числе с использованием технических средств.
Подготовила:
старший воспитатель
Е. В. Коровина