Татьяна Возмищева
Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Татьяна Сергеевна Возмищева
Воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО
Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников
(из опыта работы)
Публикация «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать экологическое образование надо с младшего возраста, т. к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения с которыми ребёнок сталкивается каждый день.
Работа по развитию у детей познавательной активности проводится согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС, применением инновационных технологий, с учетом интересов и потребностей детей и пожеланий родителей.
В своей деятельности мы использовали метод проектирования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Педагогами был реализован экологический проект «Витамины на подоконнике» в средней группе (от 4 до 5 лет) общеразвивающей направленности в период с февраля 2017 г. по июнь 2017 г.
Цель проекта : создание условий для формирования знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.
Задачи:
1. Формирование у детей основы систематических знаний по экологии, способствующих ориентации в современном мире.
2. Интеграция различных видов деятельности детей на основе экологической деятельности как системообразующей.
3. Развитие у детей творческого подхода к решению конструктивных задач, самостоятельного продумывания и осуществления оригинальных замыслов.
4. Формирование у детей навыков поисково-познавательной деятельности экологической направленности, способности к преобразованию, активной позиции в познании.
Проект реализовали в 3 этапа.
На 1 этапе осуществлялось подборка информационного материала, составление плана мероприятий по организации образовательной деятельности детей.
Одной из ведущих направлений является преемственность в работе с родителями, это необходимо для того, чтобы ребенок знал, любил природу, относился к ней бережно и видел негативные отношения к ней. Для этого, по нашему мнению, необходимо решить проблему, повышения уровня экологической культуры у родителей. Повышения уровня экологической культуры родителей невозможно осуществить без целенаправленной систематической работы. Была организована тематическая консультация. В организации предметно-развивающей среды родители приняли активное участие - приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь.
На 2 этапе была организована образовательная деятельность детей по темам «Полезные витамины», «В гостях бабушки и дедушки», «Посадка овощей». У детей проявлялась заинтересованность, они были вовлечены в образовательную деятельность. В педагогическом процессе мы использовали методы экологического образования : наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций, словесные методы (беседы, чтение художественной литературы о природе, составление рассказов, использование фольклорных материалов).
Наблюдение является наиболее значимым методом при накоплении конкретных сведений о растениях, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение, запах и пр., но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми чаще используем в повседневной жизни, а в образовательной деятельности обобщаем, конкретизируем знания, полученные в процессе наблюдения.
Реализуя проект с детьми среднего дошкольного возраста, мы опирались на разнообразные виды детской деятельности: игровую, познавательно — исследовательскую, продуктивную, трудовую, двигательную, чтение художественной литературы, коммуникативную.
В образовательной деятельности использовали метод игровых обучающих ситуаций, обязательно присутствуют литературные персонажи бабушка или дедушка. Они что – то путают, все делают неправильно, а дети доказывают им, что они не правы. И дети, осознавая, что они знают больше наших героев приходят в такой восторг.
Мы стараемся организовать деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.
Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают нашу речь, наблюдают за нашими действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. На глазах у детей и вместе с ними заботимся о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача здесь не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.
В средней группе мы с детьми действуем вместе, хотя приоритет принадлежит нам, что выражается в образовательной ситуации: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших растениях!».
Беседа является одной из важных форм деятельности, так как она представляет большие возможности для экологического образования дошкольников. Беседа приближает ребенка к воспитателю, дает возможность ненавязчиво и незаметно оказать воспитательное воздействие. Беседы широко используем в любых видах деятельности. Для ее проведения использую целый комплекс методов : игры, драматизация, обыгрывание ситуаций, материалов фольклора. Все это способствует не только формированию экологических знаний, но и становлению личностной позиции, воспитанию эмоций и чувств.
У детей проявлялась заинтересованность, они были вовлечены в образовательную деятельность. Наблюдали за всходами и ростом растений. После наблюдения за ростками, дети с интересом и восторгом рассказывают нам и остальным детям об увиденном.
Дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые мы с удовольствием отвечаем.
Во всех видах детской (совместной и свободной образовательной) деятельности использовали художественное слово (загадки, стихотворения, пальчиковые игры, физминутки, дидактические игры, подвижно-речевые игры (Баба сеяла горох).
В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней. С другой – обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных.
Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.
Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому в своей работе с детьми большое значение придаем играм. Игры используем в образовательной деятельности, на прогулках, наблюдениях и в свободное время.
Для самостоятельной деятельности детей созданы условия, способствующие ее возникновению. Окружающая детей предметно – пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Поэтому игры, пособия, книги, которые использовались в образовательной деятельности, доступны детям и находятся в их свободном пользовании.
На заключительном этапе представили презентацию образовательной деятельности для всех участников образовательного процесса.
Итоговым мероприятием являлось создание лэпбука совместно с воспитанниками группы, который на наш взгляд, очень интересный способ организации образовательной деятельности дошкольников. Цель нашего лэпбука: создать условия для формирования у детей представлений об овощах, о том, где они растут, и что требуется для их роста, закреплять их названия, развивать речь ребенка и обогащать словарный запас.
Совместно с детьми создали свой собственный огород, который назвали «Витамины на подоконнике».
В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, радовались первым всходам, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда, зеленые перышки лука, а также веточки укропа дети употребляли во время обеда. Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, продуктивной деятельности, двигательной деятельности, игры, театральной деятельности, художественного слова, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Литература:
1. Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
2. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. – М. : МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2010.
3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. – М., 2001.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. / Соломенникова О. А. ; - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006