Марина Анохина
Опыт работы «Проектный метод в рамках реализации ФГОС в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Смагинский детский сад»
Доклад
«Проектный метод в рамках реализации ФГОС ДО в Смагинском детском саду»
Доклад подготовила
воспитатель Анохина М. А.
с. Смагино 2017
Слайд 1
Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами.
Слайд 2.
Публикация «Опыт работы „Проектный метод в рамках реализации ФГОС в детском саду“» размещена в разделах
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования требуют от воспитателя изменения подходов к осуществлению образовательной деятельности, создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования, условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность для выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Слайд 3.
В связи с этим перед коллективами ДОУ встаёт задача найти такие технологии, приёмы, средства и формы работы, чтобы выполнить основную миссию ФГОС. И вот одной из таких педагогических технологий, и даже инновационным направлением является метод проектной деятельности.
Именно, метод проектной деятельности в настоящее время наиболее актуален. Во-первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в своё социальное окружение. Во-вторых, всё возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих, перспективная форма социального развития предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Подобные умения необходимо воспитывать с детства. Все это можно реализовать посредством проектной деятельности.
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Л. А. Венгера. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Слайд 4.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, специфичными для каждого возраста.
Слайд 5
Существует следующая классификация проектов :
— игровые - проект с элементами творческих игр;
— нормативные – проекты по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду;
—творческие – создаётся новый творческий продукт
— исследовательские - предполагают получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
В старшей группе ДОУ могут быть представлены все виды проектов.
Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.).
В нашем детском саду мы уже несколько лет ведём работу в данном направлении.
Нами реализуются :
Слайд 6
- творческие проекты «Золотая осень», «Зимние фантазии», «Умелые ручки», «Цветики-цветочки», «Прилёт птиц - Сороки» др. ,
Проект «Откуда хлеб пришел» (исследовательский, творческий, среднесрочный). Цель: показать значимость сельского труда, воспитать бережное отношение к хлебу.
Проект «Разноцветная клумба» (долгосрочный, групповой, экологический, познавательно – творческий) Цель: решать задачи экологического образования детей через трудовое воспитание)
Проект «Золотая осень» (среднесрочный, творческий, групповой). Цель: развитие художественного восприятия, эстетического вкуса; привлечение родителей к совместной деятельности.
Слайд 7.
- игровые проекты - день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, сказки «Колобок». «Репка», игротренинги «Цветок у дороги», «Злой и добрый»; сценарии игр «Папа может», «Быстрее, выше, сильнее», инсценировки песен «Огородная-хороводная», «10 лунатиков»;
Слайд 8.
- нормативные проекты «Законы нашей группы», «Береги природу»
Слайд 9.
-исследовательские проекты «Животные нашего края», «Наши защитники», «Дерево памяти», «Зимующие птицы», «Для чего кошке когти», «Цветики-цветочки».
Ежегодно темы проектов дополняются новыми. Некоторые из них предлагают сами дети, основываясь на своей наблюдательской способности.
Планируя проекты выбранная нами тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС.
Слайд 10.
Система нашей работы с детьми по проектной деятельности выстроена в 5 этапов:
1. Начальный этап, на котором определяется тема проекта, цель; выявляется ее актуальность: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?»; определяется продолжительность проекта. Например: наблюдая на прогулке за поведением кошки, дети задались вопросом «для чего кошке когти». Одна из воспитанниц пообещала рассказать о своих кошках. Так родился индивидуальный исследовательский проект с публичным выступлением и оформлением альбома.
Слайд 11.
2. Этап планирования. На данном этапе мы совместно с детьми составляем план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями, заносим его в заранее подготовленную таблицу «Где найдём информацию?» :
к кому обратимся за помощью;
в каких источниках можно найти информацию;
что мы можем получить в результате поиска.
Слайд 12.
3. Этап сбора информации. Целью данного этапа является: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире методом проектной деятельности.
В индивидуальном проекте – это фиксация своей исследовательской деятельности на бумаге.
Для достижения поставленной цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта :
- размещение материала на информационном поле;
- создание предметно-развивающей среды;
- экскурсии;
- беседы;
- наблюдения;
- развивающие игры и упражнения;
- опыты, экспериментирование и т. п.
Слайд 13.
4. Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на котором мы используем следующие способы обобщения:
- оформление альбомов;
- создание книг по теме;
- создание макетов;
- организация выставки работ;
- проведение развлечений;
- презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.
Слайд 14.
5. Рефлексивный этап: «Что нового мы узнали?», это заключительный этап проекта, на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы, выявляем полноту раскрытия темы, определяем тему следующего проекта.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Повысить компетентность родителей воспитанников в данном вопросе, нам удалось посредством следующих форм сотрудничества с родителями:
-Познавательного семинара-практикума на тему «Организация проектной деятельности в работе с детьми», на котором родители познакомились с методом проектной деятельности, осознали значимость данного метода в развитии познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
-Круглого стола на тему «Роль родителей в проектной деятельности детей», где родители самостоятельно подбирали информацию, предлагали разнообразные темы проектов, основываясь на интересах и потребностях своих детей.
-Мастер-классов, на которых родители делились собственным опытам, высказывали свои предположения, предлагали пути реализации будущих проектов. Также, проводились мастер-классы родителей, организованные в совместной деятельности с детьми: «Веселые эксперименты», «Очумелые ручки», «Игры и эксперименты на кухне», «Народные игры».
На информационном стенде для родителей размещается информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при проведении исследования по определенному проекту.
Слайд 15.
Наши дети и родители с интересом и с желанием принимают участие во всех этапах проектов. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Таким образом, мы пришли к выводу, что проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе нашей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами.
При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Таким образом, проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией ФГОС в практику работы дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта. И конечно, самое главное помогает ребенку стремится получать новые знания в дальнейшем в школе.
Слайд 16.
Список литературы
1. Веракса Н. Е., ВераксаА. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений– М. : Мозаика-синтез, 2014 – 64 с. [c.3,c.9, c.21, с. 36]
2. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети / М. А. Захарова, Е. В. Костина. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
3. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников / Н. В. Матяш, В. Д. Сидоренко. – М. : Вентана-Граф, 2002.
4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике / Л. Д. Морозова. – М. : Сфера, 2010. – 128 с.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. -сост. Л. С. Киселева [и др. ]. – М. : АРКТИ, 2006. – 96 с.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. Л. С. Киселева [и др. ]. – 4-е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2006 – 112 с.