Светлана Яковлева
Проектный метод планирования в организации совместной деятельности педагогов и детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектный метод планирования в организации совместной деятельности педагогов и детей»
Какими же качествами должен обладать человек, чтобы выжить в так быстро меняющемся мире?
Умение ставить перед собой цель, принимать решения;
Умение самостоятельно находить пути решения проблемы в любой ситуации;
Умение делать адекватный выбор в соответствии с собственными способностями и возможностями;
Умение общаться и согласовывать свою позицию с другими людьми;
Умение заботиться о других;
Публикация «Проектный метод планирования в организации совместной деятельности педагогов и детей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Умение сохранить свое здоровье.
Поэтому Образование России переживает период перехода в новое качество, его содержание направлено не на передачу объема знаний, а на формирование способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях, что соответствует новому социальному заказу.
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи.
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.
Существует три модели организации образовательного процесса в ДОО:
1. Учебная модель
В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик.
2. Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.
Набор тем определяется творческой группой ДОУ и это придает систематичность всему образовательному процессу. Эту модель чаще используют учителя – логопеды, а теперь практически все ДОО.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
3. Предметно-средовая модель
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает дидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.
Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Основой образовательного процесса является планирование.
План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей.
Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:
1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;
4. сочетания воспитания с самовоспитанием;
В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.
Существуют разные виды планирования в ДОУ, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Планирование работы всего детского сада (годовое планирование) – осуществляет заведующий и старший воспитатель, его обсуждают и принимают в августе на педсовете.
2. Тематическое планирование (по отдельным видам деятельности) – составляют авторы парциальных программ или старшие воспитатели ДОУ совместно с заведующим.
3. Индивидуальное планирование специалистами (старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО.)
4. Планирование работы в конкретной возрастной группе - составляют воспитатели группы под руководством старшего воспитателя.
Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз. Сначала составляется план работы на год, затем комплексно - тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями.
Планы могут быть как перспективными (составляются на длительный период – год) так и календарными (на короткий срок – неделю, день, блоки).
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Согласно ФГОС ДОпланирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.
Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники (День доброты, День Земли и др.) . Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной.
По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения
1. Титульный лист
2. Задачи ДОО на год
3. Задачи комплексно-тематического планирования
4. Перечень нормативно-правовой документации
5. Перечень программ, методик и технологий, используемых воспитателем
6. Список детей группы
7. Размещение детей по столам
8. Режим дня
9. Расписание организованной образовательной деятельности
10. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
11. Самостоятельная деятельность детей
12. Комплексы утренней гимнастики
13. Комплексы гимнастики после сна
14. Взаимодействие с родителями
15. Работа по преобразованию развивающей предметно-пространственной среды группы
16. Рекомендации специалистов
17. Непосредственное планирование на каждый день
18. Мониторинг
19. Самообразование
План образовательной работы с детьми является документом, по которому работают два сменных воспитателя.
Следовательно, план - это модель совместной деятельности, и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, и обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач образовательной программы.
План можно корректировать и уточнять в процессе его реализации. Однако число поправок будет минимальным, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.