Татьяна Белобрюхова
Музыкально-хореографический салон «Грация» — культурная практика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-хореографический салон "Грация" - культурная практика в детском саду.
Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает особую роль культурных практик дошкольников, как способа самореализации и освоения окружающего мира. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий»
Публикация «Музыкально-хореографический салон „Грация“ — культурная практика в детском саду» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Ключевые слова: стандарт дошкольного образования, культурные практики, виды культурных практик
На первом этапе разработки культурной практики по художественно-эстетическому направлению мы изучили материал по данной проблеме. Одним из основополагающих исследователей культурных практик дошкольника является Ната Борисовна Крылова, разработавшая как определение культурных практик ребенка, так и их виды.
В настоящее время проблема разработки содержания культурных практик является актуальной проблемой дошкольного образования. В ее рамках ведут исследования такие ученые, как И. А. Лыкова, Е. Ю. Протасова, Т. И. Бабаева О. В. Солнцева.
«Культурные практики —
- это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации
- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающегося с первых дней его жизни опыта
- это обычные для него (привычные) способы самоопределения и самореализации
- апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей.
Ната Борисовна выделяет этапы до трех-четырех, пяти-шести, восьми-девяти, двенадцати, пятнадцати и семнадцати-восемнадцати лет. Очевидно, что период дошкольного детства и начальной школы, в котором происходит активное становление индивидуальных форм активной деятельности, естественной потребности в самостоятельности и инициативности, наиболее ответственен. В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться собственный стиль речи, мышления, выражения эмоций. Постепенно возникает понимание своей идентичности, личного своеобразия, а также отличия своей деятельности от деятельности другого.
Понятие «культурные практики» объясняет, как формируется субъектная позиция ребенка, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние этот выбор оказывает на его развитие. Ведь индивидуальность складывается именно в культурных практиках, которые у каждого различны, непохожи на практики другого, хотя вид деятельности может быть одним. Так, все дети рисуют, но «культурной практикой рисунок становится не для каждого, а для того, кто творчески и осознанно себя реализует, поскольку практика становится культурной, когда ребенок, самоопределяясь, выбирает предпочитаемую деятельность»
Итак, культурные практики - это показатели саморазвития ребенка, которые формируются и в процессе развития дополняются и расширяются как наиболее интересные для ребенка любого возраста способы и формы действий.
Существует большое количество видов культурных практик :
1) Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и др.).
2) Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.).
3) Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.).
4) Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т. д.).
5) Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков).
6) Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно- ролевые игры, трудовое воспитание, экологическое воспитание).
7) Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно- исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно- патриотическое воспитание, самопознание).
Проанализировав различные виды культурных практик, мы остановились на таком виде, как «Практики игрового взаимодействия». Практики игрового взаимодействия – это способность к ролевому поведению и взаимодействию с игровыми партнерами. Овладение способами использования игрового материала в различных видах игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.). В нашем случае – «Практика музыкально-хореографического игрового взаимодействия». Мы ее назвали музыкально-хореографический салон «Грация». Именно такой вид культурной практики, на наш взгляд, позволит приблизиться к целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС ДО: «Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам»
Музыкально-хореографический салон «Грация» - форма организации творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных произведений, пение, творческую двигательную деятельность детей и свободное общение педагогов и детей на музыкальном материале.
Цель: Обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей.
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес и любовь к искусству в процессе приобщения к музыке, пению и движению.
2. Развивать у детей музыкальность, эмоциональную отзывчивость на музыку, т. е. умение переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием.
3. Формировать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению через пение, танец.
Основной принцип - принцип интеграции (слияния) и коплиментарности (взаимодополняемости) музыки и движения.
Методы развития музыкальных способностей воспитанников:
Традиционные: наглядно-слуховой метод, - наглядно-зрительный, словесный, практический.
Современные методы:
1. Метод образно-игрового вхождения в музыку.
2. Метод контрастных сопоставлений: контрастные сопоставления произведений одного жанра (2 марша); пьес с одинаковым названием, пьес в пределах одного настроения (2 веселых).
3. Метод творческих заданий, импровизация.
4. Метод уподобления характеру музыки: дети побуждаются к различным видам творческой активности для выражения своих впечатлений от музыки. Виды:
- моторно-двигательное уподобление - сопровождение восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, движениями пальцев, хлопками и т. д.) в зависимости от ее характера: после беседы о характере музыки детям предлагается подвигаться так, как «подсказывает» им музыка;
- темброво-инструментальное уподобление – творческое применение игры на детских музыкальных инструментах; задача – выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов (бодрый характер может передать тембр барабана, нежный характер – тембр колокольчика);
- словесное уподобление - использование слов-эпитетов, сравнений, метафор;
- вокальное уподобление – произвольные вокализации под мелодию.
Современные образовательные технологии:
- Адаптированная система фонопедического развития детского голоса (В. В. Емельянова) - комплексы упражнений для выработки основных элементов пения – дыхания, дикции, артикуляции.
- Упражнения на дыхание (упражнения на дыхание без звука, со звуками, попевки с использованием дыхательных упражнений) – развиваются умения управлять мускулатурой дыхательных мышц; голос подготавливается к дальнейшей работе.
- Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения) – укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, развивается сила, подвижность движений органов, участвующих в речевом процессе.
- Фонопедические упражнения (речевые, голосовые игры и упражнения, ритмо-интонационные игры) – направлены на укрепление гортани и расширение звукового диапазона голоса.
- Песенки-распевки (вокальные упражнения, логопедические распевки, чистоговорки без инструментального сопровождения) – формируется координация слуха и голоса.
- Технологии, связанные с технологией руководства музыкальной игрой-сказкой.
Музыкальная игра-сказка - творческая сюжетно-ролевая игра, объединяющая разные виды искусства – музыку, литературу, изоискусство, театр. Музыка является эмоциональным стрежнем сказки и выражением характеристики каждого персонажа. Разновидности: «сказка – балет», «сказка – балет- драматический спектакль», «сказка-балет - опера».
Этапы подготовки музыкальной игры сказки:
1 этап – ознакомительный: слушание музыки, чтение произведения, беседа о соответствии музыки образам сказки и т. п. ;
2 этап – поисково-творческий: поиск вариантов передачи настроений музыки ив движениях, все дети одновременно исполняют одну роль;
3 этап – творческий: выбор ролей, проигрывание фрагментов и целиком сказки; сначала - игра «для себя», затем - «игра для зрителя».
Формы организации музыкально-хореографического салона «Грация»:
- музыкальные беседы;
- игра-путешествие (по сказкам и т. д.);
- беседа-концерт (о творчестве композитора, о жанрах в музыке и т. д.);
- музыкальный мастер-класс;
- музыкально-хореографический концерт;
- концерт-беседа;
- музыкальный вечер и др.
Участники:
1. Воспитанники и их родители.
2. Учащиеся музыкальных и хореографических школ.
3. Педагогические работники детских садов (музыкальный руководитель, воспитатель).
4. Педагоги-музыканты музыкальных и хореографических школ (преподаватели, концертмейстеры).
В результате участия в музыкально-хореографическом салоне «Грация» дети:
- познакомятся с лучшими образцами музыкальной культуры;
- познакомятся с многообразием и красотой танца, который дает возможность ребенку эмоционально выразить себя;
- познакомятся с упражнениями для развития здорового, сильного и выразительного голоса.
Список литературы:
1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
2. Крылова, Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике. - «Личность в социокультурном измерении: история и современность» – М. «Индрик», 2007.
3. Крылова, Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей / Н. Б. Крылова ; отв. ред. М. А. Ушакова. - Москва: Сентябрь, 2007. - 191 с.