Олеся Пинегина
Музыкально-дидактические игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребёнок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передачи образа игры, составлении пляски – импровизации, игре на музыкальных инструментах.
Публикация «Музыкально-дидактические игры в детском саду» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля, за собственным исполнением музыкально – сенсорных способностей.
Эффективному музыкально – сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновения в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей среды.
На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако, вряд ли можно ограничиться этим. Нужна ещё и такая среда, в которой ребёнок мог бы углублять усвоенные способы действия и самостоятельно их упражнять. Нужны специальные дидактические игры и игрушки. Ребёнок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкального развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды можно рассматривать музыкально – дидактические игры.
В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально – дидактических игр – научить ребёнка различать и понимать свойства и качества воспринимаемых явлений.
Музыкально – дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить свойства музыкальных звуков : их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально – дидактических игр помогают планомерному развитию музыкального слуха, вырабатывают умение различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально – дидактические игры и упражнения с применением настольного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.
Виды музыкально – дидактических игр и методика их проведения.
В зависимости от дидактической задачи и развёртывания игровых действий музыкально – дидактические игры принято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игра типа подвижных, где элемент соревнования в ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделённых на
подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребёнок награждается очком, фишкой или флажком. В процессе игры дети выполняют её правила, показывая ту или иную картинку.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки и реагируют движениями. Звучат громкие звуки – двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей, или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – дети второго круга, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.
Музыкально – дидактическая игра требует слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию развития слухового восприятия. В ходе игры ребёнок должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием.
Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог создаёт три подгруппы. Первая подгруппа реагирует на звучание барабана соответствующими движениями, вторая – при звучании погремушки помахивают кистями рук, третья – при звучании дудочки имитируют игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению. В конце игры отмечаются победители.
Методика проведения игр третьего вида (типа хороводных) аналогична, но в них отмечается больше соревнований в ловкости и первенстве в построении.
Во всех видах музыкально – дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.
Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуко – высотные соотношения. Поэтому, музыкально – дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков («Три медведя», «Какой колокольчик звучит?»). Одновременно с проведением музыкально – дидактических игровых упражнений можно вводить музыкально – дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра, но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений. Например, в старшей группе для различения бодрого и спокойного характера музыки, на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная – с изображением спящих детей. В подготовительной группе для выполнения этих задач используются музыкальные шкатулки и фонограммы.
Музыкально – дидактическим материалом для игр являются песни, инструментальные произведения, набор музыкальных инструментов.
Примеры разработок музыкально – дидактических игр.