Юлия Торопова
Консультация «Сенсомоторная культурная практика»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНСОМОТОРНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Культурная практика – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Эталоны цвета: семь цветов спектра и их оттенки.
Эталоны формы: геометрические фигуры.
Эталоны величины: метрическая система мер.
Эталоны слуха: звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
Эталоны вкуса: сладкий, соленый, горький, кислый.
Эталоны запаха, тактильные: свежий, сладкий, горький, тяжелый, легкий, холодный, горячийи т. д.
Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, а также развитие моторных навыков.
Сенсомоторное развитие – это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью обще учебных умений и навыков у дошкольников.
Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни велико. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Наиболее доступными средствами формирования сенсомоторной культурной практики являются разнообразные игры и развивающие упражнения, обязательно включающие в себя деятельностный и сенсорный компонент:
- Зрительные, когда ребенок изучает цвет (при сравнении одного с другим, различает оттенки, смешивает их, создает цвета, использует их в продуктивной деятельности и т. д., форму, величину (размер, длину и ширину, используя условную мерку, изменяя и сравнивая).
- Игры на развитие слухового восприятия, когда ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания разнообразных музыкальных инструментов, учиться их различать, воспроизводить, преобразовывать (громче, тише, быстрее, медленнее). Восприятие и воспроизведение звуков речи (логоритмические игры, упражнения для отработки артикуляции произношения звуков).
- Тактильные игры – это то, что ребенок ощущает посредством прикосновения, ощупывания (различные по фактуре материалы: от мягкого махрового полотенца до прохладной поверхности стекла; различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; телесные прикосновения, объятия с другим человеком).
- Двигательные игры, направленные на развитие равновесия, координации, ощущения собственного тела в пространстве, ритма движения. К ним можно отнести физические упражнения и игры: ходьба, бег, танцы, качели, горки, карусели, турники, туннели, балансиры и т. д.
- Игры, направленные на развитие обоняния, когда ребенок, вдыхая, учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины.
- Пальчиковый игротренинг с использованием движений пальцев рук, речевой артикуляции, различных предметов (в качестве массажеров и раздражителей детям предлагаются – зубные щетки-ежики, грецкие орехи, пуговицы, бусины, массажные мячи, шерстяные клубки, прищепки и др.) может обеспечить сенсомоторную интеграцию и сенсомоторную стимуляцию.
В современной жизни создаётся дефицит сенсорного опыта детей. Ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир однобоко.
Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – поможет создание в ДОУ мини-центров сенсорного развития.
Мини-центры сенсорного развития в условиях группового помещения детского сада – это адаптированный вариант сенсорной комнаты, без приобретения дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторные мини-центры предназначены главным образом:
-Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние
и т. д).
-Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
-Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения
релаксации и комфортного самочувствия детей.
-Создания положительного, эмоционального фона, повышения
работоспособности ребёнка.
-Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания,
восприятия, памяти).
-Повышения мотивации к самостоятельной деятельности
дошкольников.
Советы и рекомендации для родителей
Предложите ребенку действие:
Размять картофель, намазать джем на хлеб, помочь месть тесто…
Нарезать сыр, сделать бутерброд….
Погладить полотенце, маечку…
Понюхать цветок, погладить траву…
Спросить, что он ощущает, чувствует
Горячий – холодный…
Мягкий – твердый…
Острый, шероховатый, приятный…