Ирина Тараненко
Музыкально-дидактические игры — средство развития способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игра больше чем какая -либо другая деятельность требует от ребенка определенных поступков, выявляются личные свойства и качества.
Здесь ребенок делает первые шаги, устанавливая взаимоотношения со своими сверстниками. В игре же дошкольники вступают в разнообразные контакты между собой по собственной инициативе, строят свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами партнеров и учатся считаться с ними в совместной деятельности. Это подлинная социальная практика ребенка, это ее реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности.
Публикация «Музыкально-дидактические игры — средство развития способностей детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В процессе музыкального воспитания дошкольников важное место занимают музыкально- дидактические игры. Разнообразные по задачам и содержанию, они учат слышать музыку, различать высоту,тембр, силу и длительность звука. Речевая - музыкальные способности детей, они помогают более раскрывать возможности музыкального творчества. Многообразные задачи, которые приходиться детям решать в музыкальнодидактических играх. требует от них не только умственных,но и волевых усилий организованности,выдержки,умение соблюдать правила игры, подтягивать свои интересы к интересам коллектива.
Малыши обладают непроизвольным вниманием,поэтому весь процесс обучения надо организовать так,чтобы он воздействовал на их чувства и интересы. Музыкально-дидактические игры,дают возможность в игровой форме развивать музыкальный слух, активизировать умственные процессы, воспитывать нравственные качества личности.
Учить детей различать и воспроизводить контрастные по высоте звуки в младшей группе я начинаю с первого занятия с помощью музыкальной лесенки. Показывая первую ступеньку, говорю «Вот эта - ступенька низкая на ней живет большая птичка. Она поет низким голосом». Играю звук «до» (чик- чирик). Дети слушают, а затем поют тоже самое вместе со мной. Дотрагиваясь до верхней ступеньки (до2) говорю, что это -высокая ступенька, на ней живет маленькая птичка. Она поет высоким голосом. Пропеваю высокий звук и повторяем его вместе с детьми. Игру начинаю варьировать ; птички прячутся, их не видно, но слышно их пение. Пропеваю в разной последовательности «чик-чирик» на до 2 и до 1 октавы, а дети отгадывают, какая птичка поет. Если отгадали правильно, то прилетала соответствующая птичка. И сначала я,потом ребенок вместе со мной ставили ее на нужную сту пеньку.
В процессе музыкально- слухового восприятия детей зрительная 1аглядность играет важную роль. Для развития звуковысотного слуха я ввела игру (муз- дид) «Где мои детки?» Раздаю детям карточки цыплят, гусят, воробышков, у себя оставляю карточки курицы, гуся, воробья. Говорю детям : «В одном дворе жила курица с цыплятами, гусь с гусятами и большая птица с маленькими птенчиками. Вдруг подул ветер,да такой сильный,что все мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша мама -курица. Пропеваю звукоподражание низким звуком «услышал свою маму маленький цыпленок запищал тоненьким голоском. Таким же образом находят мамы -птицы и остальных птенчиков. Интересный сюжет, игровой момент всегда увлекает детей, активизирует слуховое внимание улучшает качество пения.
Например при разучивании русской народной песни «Петушок» я предлагаю детям по желанию роль большого или маленького петушка, внося соответствующие игрушки. Игровая ситуация, большое желание увидеть петушка стимулирует детей к чистому, более точному пропеванию высоких и низких звуков.
Музыкально- дидактические игры должны быть просты и доступны интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразными возбудителем желания у детей петь, слушать играть и танцевать. Часто на занятиях играем в «Концерт». Ребенок «артист», проникаясь ответственностью перед товарищами - зрителями, становятся более собранными,серьезными внимательными к своему «номеру».
В старших группах проходит использование дидактических игр в процессе пения: так как «Музыкальный магазин» в процессе слушания
музыки : т. к. «Чудесный мешочек»
«Солнышко -тучка»
«Песня - танец-марш» в процессе ритмических движений :
«Гулять - отдыхать»
«Кто из леса вышел?»
Игра один из самых любимых детьми видов деятельности. В сложноролевых играх ребята отражают свои жизненные впечатления,переживания в том числе и связанные с музыкой. Ребенок становится то музыкальным руководителем, который занимается с детьми- куклами,то дирижерами большого хора,то артистом-певцом. В музыкальной игре ребенка интересует не только сам процесс,но и его результат. Он ищет самые характерные действия персонажа соответствующие развитию музыки.
Музыкально игровой образ является характерным для этого вида творчества, процесс которого схематично можно представить так : музыка-
•Ни
переживания ребенка - создание игрового образа : «для того чтобы правильнее понять художественное произведение, ребенок должен I отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений.» Например, после прослушивания программной пьесы у детей может возникнуть замысел игры. В старшей группе на данный период учим песню «Зимняя песенка» затем подведу детей к тому,что на текст песни можно придумать игру (где дети играют в снежки едут на санках на санках строя их из пар,где один стоит лицом в вперед протягивая руки назад стоящему сзади товарищ) ’, «санки» падают на бок, дети имитируют «смех». Имитируя народную песню, они стараются изобразить действие.
«Я с комариком плясала А гу-гу,я горошек смолочу»
Создавая то или иной игровой образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Тем самым они учатся более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения.
На занятии использую музыкальные игры,к ним относятся игры с пением т. к. «Красный платок»
С помощью,этих игр развиваю у детей интерес к пению, музыке, воспитывая музыкальный слух,память,чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. Играем в игры, в которых есть действие, ловля или прятки, выбор нового водящего. Например в игре «Мяч» детям правится ритмические движения с мячом, поскоки. То что дети самостоятельно сопровождают пением свои движения, хорошо раскрывает в игре «Ищи» для подготовительной группы.
Музыкально- игровое исполнительство, которое основано на движении легко и доступно каждому ребенку.