Елизавета Гордеева
Музыкально-дидактические игры как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Творческие способности и их развитие в дошкольном возрасте
Большинство психологов считают, что существует две группы условий и развития творческих способностей : психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические.
Согласно исследованиям психологов и педагогов, существует тесная связь между творческими способностями и развитием личности и интеллекта. Уровень творческих способностей ребенка формируется взаимодействием с окружающей средой и под влиянием образования и воспитания. Л. С. Выготский высказывает мнение, что все, что требует творческого пересоздания и связано с новаторством, необходимо участие фантазии, которая является функцией как эмоциональной, так и интеллектуальной жизни. Фантазия используется для создания как художественных, так и научных произведений, включая технические конструкции. Фантазия является проявлением творческой деятельности человека и позволяет ребенку предвосхищать свое будущее, тем самым приближаясь к его реализации. Наблюдая различные возрастные группы детей, мы замечаем, что в каждой возрастной категории существуют свои предпосылки для развития творческих способностей. Современная педагогика стремится активизировать музыкально-эстетическое воспитание дошкольников через творчество, что обусловлено объективными факторами: важностью творчества в познании мира, потребностью в разностороннем развитии личности, естественной активностью детей, которая требует творческой деятельности, близкой и знакомой с детства. Дети по своей природе любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество является нормой его развития. Развитие творческих способностей ученика делает его жизнь более насыщенной и содержательной. Творческий процесс тренирует и развивает умение запоминать, мыслить, проявлять активность, быть наблюдательным, устремляться к цели, применять логику и интуицию. В музыкальном творчестве особую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения и активности, способности быстро принимать решения и мыслить аналитически. Творческая составляющая пробуждает в ребенке богатое воображение и фантазию. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:
1. Накопление впечатлений;
2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;
4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.
Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:
1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры детей, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;
2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;
3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как: сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира; определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов; осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков; сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние; элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению; умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Творчество детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.
Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.
“Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”.
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Процесс творчества есть процесс переживания и создания смысла, процесс же восприятия есть сопереживание и понимание этого смысла. Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся основой для самостоятельной созидательной деятельности дошкольников. Поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка – важнейшее условие для оптимизации художественно развитой творческой личности.
Детские музыкальные инструменты - средство обучения музыке, а игра на них – самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности школьников, так как это практическая деятельность, ребенок создает, а не только потребляет, находится внутри музыки, а не снаружи ее. Реализуются наиболее значимые задачи:
1. Создание условий, предоставление шанса каждому школьнику для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой.
2. Творческое развитие его природной музыкальности.
Совместное музицирование (пение в хоре, игра в ансамбле) решает многие задачи и проблемы общения. Застенчивый ребенок станет участником общего дела; неуправляемый подчинится единому, строгому замыслу; одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле, и дети чувствуют это. На таких уроках в процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье.
Шумовой оркестр – это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у дошкольников живой интерес.
Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников. Пути вхождения в песню рождаются самой музыкой и детьми и позволяют раскрывать и находить все новые и новые разнообразные методы вокально-хорового музицирования, помогают постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве.
Важно на музыкальных занятиях создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку, независимо от индивидуальных его возможностей. Все дети должны испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Такие возможности не может обеспечить только песенное музицирование, так как есть немалое число детей с «удовлетворительными» и даже с «неудовлетворительными» вокальными данными, со слабой координацией слуха и голоса, и для них процесс песенного творчества сопряжен с определенными трудностями. Решить эту проблему помогает вокальная импровизация.
Импровизация – одно из любимых занятий дошкольников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Пробудить интерес ребенка к пению легче именно в ходе импровизации. Импровизационное песенное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями и на воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное значение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они помогают ребенку применять полученные знания в жизненной практике.
Все формы музыкальной деятельности в детском саду должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
2. Характеристика музыкально-дидактических игр и методика их проведения с детьми старшего дошкольного возраста
Одним из средств развития способностей являются музыкально-дидактические, которые объединяют все музыкальные виды деятельности : слушание, под музыку, игру на инструментах. Был проведен опрос воспитателей в детском саду города Дзержинска, чтобы выяснить, сколько воспитателей используют в своей деятельности музыкальные игры.
Основная цель музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, помочь им разобраться в звуках по высоте в доступной игровой форме, развитие у них динамического чувства и тембрового, побуждение к самостоятельному применению знаний.
Музыкально-дидактические игры очень важны. Они обогащают детей впечатлениями, развивают у них, самостоятельность, способствуют восприятию и различению свойств музыкального. Педагогическая ценность игр заключается в том, что они перед ребенком воспроизводят опыт применения полученных в жизненной практике ситуаций.
Дидактическая игра может рассматриваться как метод обучения; форма обучения; средство музыкального образования и развития ребёнка.
Существуют различные классификации игр. Н. А. Ветлугина, например, предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформировала требования к эстетическому, оформлению наглядных пособий. Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различение игровых действий детей. В дальнейшем эту работу продолжили А. Н. Зимина, Э. П. Костина.
Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально- сенсорных способностей.
А. Н. Зимина в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры подразделяет на три вида:
1. Спокойное музицирование;
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий;
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картину, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.
Второй вид дидактических игр характеризует динамику действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагирует на него движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д. В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются 2 или 3 круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра - второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок вовремя должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучании погремушки - помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки - имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итоги, т. е. отмечает победителей. А того, чтобы вызвать у детей интерес в игре и желание участвовать в ней после подведения итогов, победившие награждаются - по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т. д. Если играют не подгруппой, а два - три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.
Методика проведения музыкально-дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична. Методика проведения второго вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя детьми в пространстве групповой комнаты, а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении.
Н. А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музыкально-дидактических игр «характерна синхронность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго - элемент игровых соревнований требует отсроченности по времени от выполнения заданий, облеченных в более спокойную игровую форму».
Во всех видах музыкально- дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.
На каком бы уровне возрастного развития ни находился ребенок, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях.
Одновременно с проведением музыкально- дидактических игровых упражнений на различение не только основных свойств звука, но и средств музыкальной выразительности. При этом следует использовать настольно- печатный игровой материал, созданный руками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелеграф, озвученные музыкальные игрушки. Например, для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная - спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по две разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения задания. Если при проведении музыкально- дидактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются, то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно.
С детьми средней группы последовательно проводится все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действия с музыкально-дидактическим игровым материалом (музыкальными часами, музыкальным ящиком, музыкальной тетрадью, не озвученными инструментами и др.). Наличие определенного музыкального опыта позволяет им быть достаточно активными в практической деятельности, самостоятельно использовать умения, полученные на занятиях и в повседневной жизни.
Как показывает практика, игры типа «спокойное музицирование» обычно проходят успешно. Соревнуясь в умении вслушиваться в музыку, ошибаются лишь дети, долго не посещавшие сад по болезни и вновь поступившие.
Игры типа подвижных примерно до середины срока пребывания детей в группе вызывают у некоторых из них затруднения: они начинают движения только после своих товарищей, не выдерживают длительных остановок - убегают на места, не могут сориентироваться при построениях в конце игры. С этими детьми проводятся дополнительные занятия индивидуально или небольшими подгруппами. Например, педагог говорит: «Когда я буду громко играть плясовую мелодию, плясать будет Коля, а когда тихо - Наташа». Игры типа хороводных затруднений у детей обычно не вызывают, за исключением игр на различение силы звука. Например, «Тише - громче запоем» - по правилам которой ребенок должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на динамику (громче-тише) звучания песни или инструментального музыкального произведения, исполняемого педагогом. Многим одновременная ориентировка в пространстве и в динамике звучания оказывается непосильной в силу особенностей нервной системы, характера, степени развитости музыкального слуха. В коллективных действиях такие дети действуют увереннее, в индивидуальных - скованнее.
В средней группе следует создавать среду для самостоятельного проведения детьми музыкально- дидактических упражнений - предлагать настольно-печатный, игровой музыкально-дидактический материал : музыкальные шкатулки, музыкальное лото, «нотные тетради», музыкальные часы, домино, наборы картинок с изображением музыкальных инструментов, пособия «Спой песенку», «Помоги Снегурочке пройти на елку», не озвученные проигрыватели и пианино, на которых дети «играют», используя «нотные тетради».
Музыкально-дидактические игры всех трех видов проводятся в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой деятельности. Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами и игрушками, рекомендованными программой воспитания, лабораториями эстетического и дошкольного воспитания. Кроме того, воспитателям следует самим делать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание.
Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны воспринимать детьми целостно, и в то же время, им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально- дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано - под пение, звуки различных музыкальных инструментов : погремушки, бубна, барабана, дудочки и т. д.
Музыкально-дидактическим материалом игр являются:
• Песни, инструментальные произведения;
• Набор музыкальных инструментов;
• Наборы музыкальных игрушек.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, Радынова О. П. классифицирует музыкальные игры именно по этому основанию - их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей : ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально- сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль.
В основу классификации игр Комиссаровой Л. Н. положены задачи формирования восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки). В связи с этим даны четыре вида игр:
1. Игры, развивающие у детей звуковысотный слух.
2. Игры, развивающие ритмическое чувство.
3. Игры, развивающие тембровый слух.
4. Игры, развивающие динамический слух.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста учитывались не только при обосновании дидактических задач, но и при отборе различных типов настольных игр. Так, для детей средней группы игры разработаны по типу разрезных картинок: детям раздаются большие карты с разными рисунками, соответствующими содержанию игры, затем по ходу игры ребенок, правильно узнавший звук, получает одну четверть такой же карты и кладет ее на соответствующую часть своей большой карты.
Новикова Г. П. проводит такую классификацию музыкально- дидактических игр :
1. Игры с игрушками;
2. Игры с картинками;
3. Игры хороводные;
4. Игры подвижные.
Таким образом, музыкально- дидактические игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют сенсорному развитию детей. Их содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Игры просты и доступны; они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков.