Жанна Герасимова
Музыкально-дидактические игры как средство развития речи дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально - дидактические игры, как средство развития речи дошкольников.
Семинар - практикум для воспитателей.
(Каждый раздел с использованием игр может быть самостоятельной консультацией для педагогов)
Музыкально-дидактические игры.
Публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития речи дошкольников,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться:
- в соотношении звуков по высоте (звуковысотный слух)
- развить чувство ритма (ритмический слух)
- тембровый слух
- динамический слух
- побуждать к самостоятельным действиям, используя знания, полученные на музыкальных занятиях.
Как любая игра – музыкально-дидактическая является :
- игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке
- одной из игровых форм обучения
- самостоятельной игровой деятельностью
- средством музыкального общения
Музыкально- дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Основные виды музыкально-дидактических игр.
Существуют различные классификации игр и пособий.
1. Н. А. Ветлугина разделяет игры : настольные, подвижные, хороводные.
2. Л. Н. Комиссарова выделяет три такие группы: для различения характера музыки, для различения элементов изобразительности, для различения средств музыкальной выразительности.
3. Можно классифицировать игры основываясь на виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
4. Так как главная задача музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей, то можно игры классифицировать : на развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений (тембр, звуковысотность, чувства ритма.
В педагогической практике чаще используются музыкально-дидактические игры, которые воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяют музыкальное восприятие в целом.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий внимания, памяти, развития мышления, речи и других разнообразных знаний. Ребёнка необходимо научить разбираться в особенностях музыки как вида искусства, акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Однако практика показывает, что полноценное восприятие музыки возможно лишь в том случае, если ребёнок понимает о чём музыка «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем- то предметным, уже встречавшимся ему в жизни.
«Ребёнок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить всё это с чем-то реальным» Н. А. Ветлугина.
Используют музыкально-дидактические игры как на занятиях со всеми детьми, с подгруппами и индивидуально, а так же в самостоятельной деятельности.
Начинают проводить музыкально-дидактические игры с младшего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий (игрушки животных).
В старшем возрасте – это музыкальные игрушки, настольно-печатные игры, а так же использование ИКТ.
Структура дидактической игры :
- обучающая задача (упражнять в различении звуков по высоте, определять жанр, узнать ритмический рисунок, повторить и т. д. ,
- воспитывающая задача,
- игровые действия (отгадать, выбрать, выложить, пропеть,
- правила, которые определяются задачей обучения и содержанием игры. Правила помогают педагогу формировать у детей умение сдерживаться, проявлять эмоционально-волевые усилия (не мешать ответам товарищей, не подсказывать, развивать речевые навыки, умение высказывать свои мысли.
Методика применения (до 8 занятий) :
1. Педагог знакомит с музыкальным произведением, беседа о музыке.
2. Педагог знакомит с внешним видом игры, содержанием, игровым заданием и действиями.
3. Перенос игровых действий в свободную деятельность.
4. Самостоятельное использование музыкально-дидактических игр.
Демонстрация и разучивание с педагогами музыкально-дидактических игр на развитие различных музыкальных способностей : ритм, тембр, ладового чувства, определение жанров музыки, формы музыкального произведения и т. д.
- Спой песню под фиксированный ритм хлопков, притопов и шлепков по коленям.
- Выложи на магнитной доске при помощи различных геометрических форм разного цвета схему песни, форму музыкального произведения, расскажи.
- «Весёлый дятел» - повтори ритм по схеме или на слух.
- Узнай песню по ритмическому рисунку, спой и прохлопай.
- Расскажи отрывок текста песни с разным настроением, темпом или динамикой. И т. д.
-
Средства развития речи ребёнка.
Содержательная жизнь детей в детском саду, богатая впечатлениями обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло (игры, развлечения, наблюдения, обсуждения, рассматривание, слушание и т. д.). Если нет ярких впечатлений, если жизнь ребёнка бедна и однообразна – то их речь слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов увеличивается медленно.
Важнейшим средством развития речи является художественная литература. Она используется как образец построения связного высказывания, которое закрепляется при пересказе, рассказывании, повторении текста песни. Художественная литература развивает воображение, расширяет круг представлений об окружающем мире.
В целях речевого развития детей применяются художественные средства – рисование – особый вид речи! (Л. С. Выгодский – «образная графическая речь - рисунок ребёнка») Дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: шепчут, разговаривают, напевают. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, в свою очередь в процессе рисования дети учатся употреблять слова, изобразительные термины (цвет, линия, штрих и т. д.). Таким образом, рисунок и речь два взаимосвязанных и взаимообогощающих средства, при помощи которых ребёнок выражает своё отношение к окружающему.
Велика роль в развитии речи музыки. Музыка сродни речи, но если вербальная речь по преимуществу логична, то музыка эмоциональна.
Музыка – это язык чувств, переживаний, настроений. «Музыка начинается там, где кончаются слова» (Г. Гейне)
У музыки и речи много общих понятий, расходящихся лишь в частностях: «язык музыки», музыкальный стиль, музыкальная интонация, ритм, мелодика и т. д. Текст сближает музыку с потоком жизни (например, в песне, романсе, опере). И в то же время, есть жанры в которых текст и музыка меняются местами, то есть ведущую роль играет текст (частушки, былины)
Важным компонентом в освоении ребёнком речи является пение, задача которого – научить понимать звуки, сделать доступным вхождение в богатый мир звуков. Пение вызывает у детей хорошее настроение, развивает музыкальный слух и параллельно происходит становление выразительной речи.
Ни с чем несравнимую радость вызывает у детей театрализованные представления, которые воздействуют на маленького зрителя целым комплексом средств : художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в музыкальном спектакле расширяет кругозор, вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания.
Одним из средств развития речи являются наглядные пособия и музыкально-дидактические игры. Однако, их наличие само по себе не решает задачу речевого развития ребёнка, если их не будет сопровождать слово взрослого (направлять, объяснять и называть показываемое).
Методы развития речи.
Методы обучения- способы работы педагога и детей, обеспечивающие приобретения детьми знаний, умений, навыков.
Ребёнок усваивает слова, их значение, формы, сочетания и т. д. из речи окружающих людей. Поэтому для развития речи нужна речевая среда, дающая образцы языка и речевая активность самого ребёнка. Отсюда выводится метод обучения, получивший название:- имитационного метода (обучение по образцу).
Исследователи считают, что ограничиваться только образцами нельзя, необходимо организовать процесс познания. Добиться этого можно используя проблемный (поисковый) метод обучения.
Назначение языка – быть средством общения – отсюда выводится коммуникативный метод развития речи, который имеет множество методических приё мов: создание речевых ситуаций, беседы, ролевые и театрализованные игры, наблюдения, рассуждения и т. д. – то, что может вызвать у детей потребность в высказывании.
Важным моментом является умение обеспечить обратную связь, стараться высказывания дошкольников не оставлять без внимания, необходимо широко практиковать анализ высказывания детей, важно делать замечания по существу, делать добавления, всем вместе обдумать как удачнее построить рассказ и т. д.
Развитие выразительности речи у детей.
Выразительность речи – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени осознанного использования языка. Понятие «выразительность» - интегративная особенность речи, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.
Вербальные средства речи.
1. Звуковая выразительность: чёткая артикуляция звуков, интонация – основное выразительное средство звучащей речи, включающая в себя темп и ритм речи, мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические паузы - всё то, над чем ведёт работу педагог музыкант при обучении пению детей.
2. Лексика - придаёт речи эмоциональность, образность (синонимы, эпитеты, метафоры в текстах песен)
3. Синтаксическая структура речи – порядок слов в предложении.
Невербальные средства речи.
Невербальные средства выразительности – это жесты, поза, мимика - обеспечивают точность интерпретации вербального сообщения.
Для младшего возраста характерна непосредственная, спонтанная выразительность речи. Речь малыша имеет изобразительный характер, она изобилует повторами, восклицаниями. Нарушением порядка слов с использованием невербальных средств. Речь непроизвольна и неосознанна, является естественным следствием собственных переживаний и эмоций.
В возрасте 5-7 лет – речь менее эмоциональна, более осмысленна, сдержанна. В этом возрасте у детей наблюдается интерес к выразительным средствам речи, возникает потребность рассказать «красиво», употребляя «взрослые» слова.
Одним из эффективных средств развития выразительной и эмоциональной речи является устное народное творчество.
Словарная работа в детском саду – это закономерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Она проводится в процессе всей воспитательно- образовательной работы с детьми (в том числе и на музыкальных занятиях, ведётся систематично, управляет этой работой педагог.
Активный словарь – слова понимает и употребляет сам.
Пассивный словарь – понимает, но сам не употребляет.
Задачи словарной работы:
- обогащение словаря детей (словарь эмоций)
- закрепление и уточнение (повтор)
- активизация словаря детей (учить осмысленно использовать слова текста песен)
- устранение нелитературных слов, исправление ошибок в ударении, произношении
Источники развития словаря :
- мир вокруг нас (наблюдения)
- общение со сверстниками и взрослыми
- речь взрослых – пример
- художественная литература и музыка – анализ и обсуждение содержания.
Источник: Н. А. Стародубова «Теория и методика развития речи дошкольников»