Людмила Плужникова
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»
СОДЕРЖАНИЕ:
- ВВЕДЕНИЕ.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
- ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ.
- МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ.
- ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗНЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
ВВЕДЕНИЕ.
Публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей младшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современная наука и практика признает ранний возраст как период, в котором успешно развиваются первоначальные музыкальные способности детей. Великий русский физиолог В. М. Бехтерев доказал, что музыка очень рано влияет на организм младенца, и он уже в первые месяцы начинает на нее реагировать. Поэтому музыкальное развитие ребенка необходимо начинать очень рано и способствуют этому развитию музыкально-дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры соединяют такие образовательные области как художественно-эстетическую, познавательно-речевую, коммуникативно-личностную и физическую.
«Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», утверждал В. А. Сухомлинский
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.
Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию.
Несформированность осознанного отношения к музыкальным видам деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах) предполагает необходимость создания условий для полноценного формирования музыкальных способностей младшего дошкольника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. И, главное, правильно организовать процесс музыкального развития с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений, учитывая изменение возрастных ступеней.
М. Ю. Кистяковская отметила значение потребности у детей младшего возраста в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста.
Обычно в двухлетнем возрасте дети начинают посещать дошкольное учреждение, и наиболее важной задачей является успешная адаптация ребенка в детском саду. В соответствии с ней музыкально-дидактические игры направлены на развитие коммуникативных качеств : умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять (подпевать) песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. В этом возрасте большое внимание уделяется развитию общей моторики, включающей в себя упражнения для крупных мышц. Начинается планомерная работа по развитию мелкой моторики. Выполняются упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевают способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения.
Использование музыкально-дидактических игр помогает последовательному развитию эмоционального восприятия музыки, певческих интонаций, элементарной ритмичности движений под музыку, то есть рассматриваются предпосылки активных проявлений детей в разных видах музыкальной деятельности, развитие у них ориентировки в музыкальных явлениях, осознанность ими действий на музыкальных занятиях.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
Цель музыкально-дидактических игр в раннем возрасте - приобщение ребенка к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке,
элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
В этот период прежде всего формируется восприятие музыки,поскольку исполнительская деятельность детей младшего возраста незначительна. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на нее.
В развитии всех видов музыкальной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком,различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты,длительности,тембра
и силы). Музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания педагогу. На ранних этапах развития маленького ребенка подражание рассматривается как активная форма деятельности, в процессе которой малыш осваивает окружающее. Вместе с тем уже в младшем дошкольном возрасте могут возникнуть самостоятельные музыкальные проявления. Дети сами повторяют знакомые, привычные движения, сопровождающие слушание песен, сюжет которых предполагает игровые действия.
В связи с этим определяются следующие задачи обучения и воспитания детей :
Развитие музыкальности :
-развитие музыкально-эстетического интереса;
-развитие элементарных музыкально-сенсорных способностей;
-развитие музыкальной памяти.
Развитие психических процессов:
-развитие эмоциональной отзывчивости;
-развитие внимания, памяти, мышления.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
-воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
-воспитание умения делиться игрушками, желание дружно играть.
ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – помочь детям активно войти в мир музыки. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание учавствовать в них. В ходе музыкальных игр малыши учатся различать музыкальные звуки по высоте, тембру, громкости и т. д. Все это способствует развитию у них музыкального слуха (на 3 году музыкальный слух детей остается в основном интонационным, поскольку при условии плохого развития речи интонации (речевые и певческие) помогают ребенку выражать свое состояние).В результате дети учатся любить и понимать музыку.
Все игры классифицируются :
-для развития звуковысотного слуха;
-для развития тембрового слуха;
-для развития чувства ритма;
-для развития динамического слуха;
-для развития музыкальной памяти;
-для развития восприятия характера музыки;
-для развития творческих навыков.
Для каждой игры характерным является наличие в ней:
Обучающей задачи;
Содержание;
Правила;
Игровые действия.
Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и эстетично оформлены, и соответствовать возрастным особенностям малышей. Их можно использовать индивидуально и подгруппой детей.
МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ.
Приобщение к игре происходит постепенно.
Начинается разучивание игры :
1. Знакомство с музыкой, показ игрушки, короткие пояснения по содержанию игры.
2. Инсценирование содержания, приобщение детей к звукоподражанию.
3. Осуществляется совершенствование навыков, способствование стойкому интересу к игре.
Основой методики разучивания музыкально-дидактической игры является привлечение внимания детей к содержанию, а именно выразительное и яркое исполнение. Очень важен словесный прием. Формирование речевых навыков в 2-3 года является приоритетным направлением развития малышей.
В первой младшей группе дети только начинают изъясняться отдельными словами и простыми предложениями. Поэтому в работе с детьми данного возраста важно обеспечивать малышам возможность слышать звучащую речь для формирования собственного речевого образа. Музыкально-дидактические игры позволяют обогатить тембровые, динамические характеристики речи малышей.
Наглядный метод, состоящий из наглядно-слухового приема (исполнение произведения педагогом или использование ТСО) - является ведущим. Наглядно-зрительный - имеет вспомогательное значение, (картины, иллюстрации, цветные карточки) я применяю для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо инструмент, персонаж) .
Практический метод также важен, так как показ педагогом приемов в пении (правильное звукообразование, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических движений (тактильно-мышечная наглядность), игра на детских музыкальных инструментах стимулирует детей к активному участию в игре.
ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗНЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
В первой младшей группе музыкально-дидактические игры используются не только на занятиях, они включаются в различные моменты жизни детей : в развлечения, на прогулке, в группе с воспитателем,в семье, в свободное время. Первоначальные музыкальные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому взрослый поддерживает у них интерес к музыкальной игрушке, к некоторым детским инструментам, показывает, как ими пользоваться.
Дети привлекаются к активному участию в развлечениях : поют знакомые песни, которые
присутствуют в игре, активно воспроизводят звукоподражания, выполняют доступные действия, получая от происходящего положительные эмоции и радость.
Таким образом, музыкально-дидактические игры, объединяя все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, музыкально-ритмические движения, создают благоприятные условия для формирования музыкальных способностей малышей. Воспитывается интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Используемая литература.
1. Ветлугина Наталья Алексеевна «Музыкальное развитие ребенка» М: Просвещение 1968г.
2. Ветлугина Н. А. «Музыкально Дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12.
3. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста».
4. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г.
5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.
6. Логинова В. И., Саморукова П. Г. «Дошкольная педагогика» Пособие для студентов пед. Института. М: Просвещение 1983г.
7. «Методика музыкального воспитания в д/с». Дошкольное воспитание. Под редакцией Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, и др. 3-е издание, М: Просвещение 1989г
8. Орлова Т. «Музыкально-дидактические игры в развитии детей». Дошкольное воспитание, 1984г №9. (Л. С. Выготский, А. В. Запарожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин)