Марина Басенко
Консультация для педагогов «МДИ как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Игра является основным, ведущим видом деятельности детей.
А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».
Публикация «Консультация для педагогов „МДИ как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
А дидактическая игра позволяет осуществить весь комплекс развивающих, обучающих, воспитывающих задач в понятной для детей доступной игровой форме.
С помощью дидактической игры мы развиваем у ребёнка - внимание, память, мышление, воображение, те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
«Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.
В музыкально-дидактических играх дети наиболее полно реализуют потребность в игровом применении полученных музыкальных знаний, умений, навыков.
В процессе игры формируется фантазия, творческое воображение, наглядно-образное мышление, а педагог получает возможность ненавязчиво осуществлять развитие музыкальных способностей.
Музыкально-дидактические игры способствуют развитию самостоятельной музыкальной - игровой деятельности детей, важнейшей особенностью которой является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку.
Большинство музыкально-дидактических игр первоначально разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Для успешного усвоения игры детьми, необходимо предварительное разучивание игры с воспитателем.
На занятии оба педагога (музыкальный руководитель и воспитатель) помогают детям понять правила игры.
Взрослые на первых этапах тоже являются участниками игры.
Применение музыкально-дидактических игр, пособий и упражнений на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально - ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.
В основе дидактического материала пособий лежат задачи развития у детей
музыкального восприятия, сенсорного опыта, а игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки
В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты.
Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики.
Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры.
Действия педагогов направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску.
Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения.
В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Этот процесс требует от дошкольника большой активности и умственного напряжения.
С помощью музыкально-дидактических пособий и игр дошкольники определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности.
Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Дидактические игры и упражнения, используемые в пении, способствуют также развитию навыка чистого интонирования, закреплению знакомых песен, развитию творческой импровизации.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их также можно проводить в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.
Использование музыкально-дидактических игр
для развития чувства ритма и музыкально- ритмических движений.
Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми и выполнением творческих заданий. Например, в инсценировании сюжета песни «Тень - тень» дети действуют как сказочные герои, в движениях передают музыкально-игровые образы животных, находящиеся в определенных взаимоотношениях.
Развитию чувства ритма способствуют музыкально-дидактические игры «Прогулка», «Научи матрешек танцевать»
Использование музыкально-дидактических игр
при обучении игре на детских музыкальных инструментах
Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес.
Кроме того, некоторые игрушки - инструменты используются как наглядные - дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты.
С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм.
Благодаря играм у детей развивается чувство ритма, закрепляются знания о длительностях нот.
С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.
Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный теремок» благотворно влияет на развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.
Благодаря музыкально-дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле.
Помогают обучению различные песенки-попевки, включенные в репертуар. Все это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.
Музыкально-дидактические игры, пособия, упражнения активно используются при проведении музыкальных, занятий, включаются в развлечения, досуги и праздники.