Блинкова Анна Анатольевна
Музыкально-дидактические игры и пособия для развития музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры и пособия являются необходимым для обучения детей дошкольного возраста музыке. Посредством музыкально – дидактических игр и пособий активизируются музыкальные способности детей. Данные игры и пособия способствуют активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщая их к основам музыкального искусства.
Публикация «Музыкально-дидактические игры и пособия для развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Второй слайд
Цель:
1. Развить музыкальные способности средством музыкально дидактических игр и пособий.
2. Приобщить детей дошкольного возраста к основам музыкального искусства, расширить их музыкальный кругозор.
Третий слайд
Задачи:
1. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
2. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, учить уметь различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
3. Развивать музыкально-сенсорные способности, активировать слуховое восприятие детей.
Четвёртый слайд
Различие между музыкально-дидактическими пособиями и играми.
Музыкально-дидактическая игра имеет игровой сюжет, игровое действие правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий.
Музыкально-дидактическое пособие в качестве учебного применяется в основном на музыкальном занятии. Они включают зрительную наглядность: карточки, картинки с передвижными деталями, медиа-файлы.
Пятый слайд
Классификация музыкально-дидактических игр.
К первой относятся игры, которые дают детям представление о характере
музыки (веселая, грустная, музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Во вторую включены игры, цель которых – дать представления о содержании музыки, о музыкальных образах.
Третью группу составляют игры, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности.
Шестой слайд
Применение музыкально-дидактических игр и пособий :
1. В процессе пения.
2. В процессе слушания музыки.
3. В процессе ритмических движений.
4. В процессе игры на музыкальных инструментах.
Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений. Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
а) обучающей задачи;
б) содержания;
в) правил;
г) игровых действий.
Виды музыкально–дидактических игр :
1. Для развития высотного слуха.
2. На развитие тембрового слуха.
3. На развитие диатонического слуха.
4. На развитие памяти и слуха.
5. На развитие детского творчества.
Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
В своей работе я применяю следующие игры :
Восмой слайд
Игра «Солнышко и тучка»
Цель: развивать у детей представления о различном характере музыки.
Девятый слайд
Дидактические материалы:комплект карточек «Солнышко улыбается» «Дождик».
Музыкальный материал : Весёлая музыка и грусная.
Дети, прослушав музыку, показывают карточку «Солнышко улыбается» или «дождик».
Десятый слайд
Игра «Что делает Маша?»
Цель: Развитие у детей способности различать музыку разного характера
Дидактический материал: Карточка «Домик»(большая карточка)и маленькие карточки Маша спит, Маша танцует,Маша плачет,Маша играет
слайд
Ход игры взрослый предлагает детям посмотреть на картинку где нарисован домик Маши а что она там делает вы узнаете сами когда услышите музыку. звучит музыка характеризующая занятие маши После прослушивания музыки дети выбирают карточку соответствующую характеру услышанного произведения. колыбельная моцарт игра клоуны кабалевского танец вокализ рахманинов.
Слайд 11
Музыкально дидактическая игра струнные ударные шумовые музыкальные инструменты (Для более старших клавишные)
• Цель: познакомить со струнными ударными и шумовыми музыкальными инструментами учить классифицировать их группируя на основе общих признаков,развивать образное и логическое мышление внимание и речь.
• Дидактический материал :большие карточка «Белоснежка и гномик» маленькие карточки «Шумовые инструменты», «Ударные инструменты» «Струнные инструменты» «Клавишные инструменты»
• Слайд12
• Воспитатель раздаёт карточки с музыкальными инструментами детям, рисунком вниз. Затем ведущий рассказывает сказку про гномика и Белоснежку и предлагает помочь гномику определить где и какие инструменты шумовые ударные струнные или клавишные (дополнительно)
•
Слайд 15
Игра «Музыкальный домик»
Цель: научить детей различать жанры музыки песню (грустную, весёлую, марш, танец.
Дети, сидя на стульчиках, и смотрят видео-игру: на экране показаны домик и четыре окошка. Звучит музыка :
1. Колыбельная: открывается окошко с рисунком спящего ребёнка, звучит музыка. Дети отвечают на вопросы педагога.
2. Песня «Раз ладошка, два ладошка» : открывается окошко с поющей девочкой. Дети отвечают на вопросы педагога.
3. Марш: открывается окошко с шагающими солдатами. Дети отвечают на вопросы педагога.
Слад16
Музыкально дидактическая игра «Птица и птенчики»
Цель: научить детей различать высокие и низкие звуки
Дидактический материал :большая не цветная картинка и три маленькие цветные разрезанные картинки музыкальный инструмент.
Слайд 17
Ход игры
Взрослый даёт двум детям чёрно-белые картинки, напоминает игрокам голос птицы (нажимает нижнюю клавишу) и голоса птенчиков (нажимает верхнюю клавишу). Ведущий берёт картинку и поворачивает к себе, нажимает на клавишу и спрашивает: «Кто поёт птица или птенчик?». После правильного ответа дети получают карточку и закрывают ею часть изображения большой карточки.
Слайд 18 игра «угадай настороение Алёнки»
Цель: развитие у детей внимания, умения различать эмоциональный настрой речи и передавать голосом определенное эмоциональное состояние, настроение.
Дидактический материал: карточки с мимикой (страх, удивление, радость, печаль, злость).
Слайд 19
Ход игры
. Водящему ребёнку взрослый показывает мимическую картинку (страх, удивление, радость, печаль, злость и т. д.) ребёнок встаёт в центр Дети двигаются по кругу, напевая песенку. Последние две строчки поёт ребёнок водящий показывая эмоцию с картинки обращается к тому, кого выберет из круга. Партнер должен отгадать эмоцию с картинки. Если задание выполнено правильно, то игру продолжает ребенок, который отгадывает. Водящий меняется, игра продолжается с использованием другими мимическими картинками.
По кружочку я иду дети поют идя по кругу
И песенку пою
Ну, а ты не зевай,
Настроенье угадай дети останавливаются
.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, поёт водящий ребёнок.
Настроенье угадай. Говорит с мимикой
Слайд 20
В результате систематического использования на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр и пособий у детей повысился интерес к музыке. Дети внимательно слушают музыку и эмоционально откликаются на контрасные произведения, различают на слух не только высокие и низкие звуки, но и определяют звучания различных инструментов, разбираются в жанрах музыки.