Папки-передвижки

«Казачий край». Модифицированная программа развития музыкальных способностей дошкольников

Татьяна Сорокина
«Казачий край». Модифицированная программа развития музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель программы : Формирование у дошкольников общего представления об истории и культуре Донского края, средствами музыкального фольклора.

Отличительными особенностями программы является то, что содержание раскрывает эстетические, нравственные ценности культуры и истории Донского края, создает условия для открытия дошкольниками личностных смыслов, так как народное творчество соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов музыкальной деятельности

Публикация «„Казачий край“, Модифицированная программа развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах

Основные принципы программы для детей первого года обучения:

1. Региональности (ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно – воспитательном процессе).

2. Гуманитаризации (широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания).

3. Раскрытие исторической обусловленности тех или иных процессов, явлений.

4. Культуросообразности.

5. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.

6. Комплексности и интеграции.

Задачи программы :

1. Формировать представления детей о музыкальном наследии Донского края.

2. Приучать детей вслушиваться в звучание мелодий, создающих художественно – музыкальные образы казачьего народа, эмоционально на них откликаться.

3. Обучать музыкально – ритмическим движениям казачьих плясок, синтезируя имеющийся опыт, выражать свои чувства, эмоции, фантазию в танцевальных композициях.

4. Развивать эмоционально – эстетическую сферу дошкольников в процессе восприятия литературных и изобразительных произведений искусства Дона.

5. Воспитывать уважение и любовь к прошлому и настоящему Донского края.

Содержание программы включает в себя четыре раздела.

Старшая группа:

«Разродимая моя сторонка».

«Казак без коня, что пуля без ружья».

Подготовительная группа:

«Играй и пой казачий Дон»

«Казаку на Дону и камешек подпевает»

Педагогические мероприятия составляют 40% от «Основной общеобразовательной программы» ДОУ, проводятся с сентября по май, 2-3занятия в месяц, продолжительность 25 – 30 минут.

Старшая группа.

Слушание.

Знакомство детей с произведениями донских композиторов, с народными песнями, музыкальными былинами о природе Дона, о его жителях, о любви казаков к своей земле.

Развитие умения различать средства музыкальной выразительности, жанры музыкальных произведений; умения высказываться о характере, настроении, музыкально – художественном образе, детально анализировать произведение.

Музыкальный репертуар :

Гимн Донского казачества- «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», «Ой, да ты станица Белая Калитва» сл. М Солодило, муз. А Браславского, «Посадила я сады» казачья песня, «Казачье сердце»- казачья колыбельная.

Пение.

Знакомить детей с жанрами казачьих песен : колыбельная, хороводная, лирическая. Учить детей петь чисто интонируя мелодию, петь по подражанию музыкального руководителя с колоритом присущим казакам Донского края. Петь ярко, эмоционально, выразительно, с музыкальным сопровождением и без него. Развивать тембровый и динамический слух.

Музыкальный репертуар :

Казачья колыбельная «Казачье сердце», «Ой, на горе –то калина», «а горушке, на горе», «Ай, во поле липонька», «Косил сено казачок»

Музыкально – ритмические движения.

Формировать музыкально-ритмические навыки средствами казачьего фольклора. Обучать детей движениям казачьего пляса : для девочек - казачий шаг (шаг с припаданием) и плавные движения с согнутыми в локтях руками; кружения с припаданием; для мальчиков – движения «штаны», «хлопота», «топота», «молоток».

Различные виды танцевального шага: простой хороводный, шаг кадрили, дробный шаг, «топающий».

Музыкальный репертуар :

Пляска «Варенька», хоровод «Ох, аленький, лазоревый цветочек», пляска для мальчиков «У плетня».

Музыкальные игры, хороводы.

Содействовать проявлению творчества детей, активизировать их творческие проявления, побуждать детей участвовать в играх – драматизациях, инсценировках. Обучать детей, используя творческие задания придумывать комбинации танцевальных движений, создавать образные ситуации.

Музыкальный репертуар :

Хороводная игра «Селезень», «Сокол и лебедушка», игра «На горушке, на горе», «Колечко».

Игра – драматизация

Познакомить детей с театральным искусством на Дону

Формировать представления детей о традициях и обрядах Донского края. Побуждать детей участвовать в праздниках и развлечениях, досугах и спектаклях. Развивать творческие способности, артистичность.

Праздники: «Посвящение в казаки», «Покровская ярмарка», ,«Щедровочка щедровала», «Святая Пасха», «Зеленые святки».

Спектакли по мотивам казачьих сказок «Черная коровушка и Аннушка», «Кот Бромбеус»

Подготовительная группа

Слушание

Знакомить детей с героическими песнями Донских казаков. Активизировать знания о жанрах в музыке, умения выделять средства музыкальной выразительности, анализировать произведения, выделять музыкальные части.

Активизировать внимание детей на то, что конь являлся главным в жизни казака.

Музыкальный репертуар :

Казачьи песни : «Про Атамана Платова», «Конь бьявой с походным вьком», «Судьба казака» сл. и муз. В Волкова. Казачья притча «Сон Степана Разина», «Ты воспой в саду соловейко», «Славьтесь, славьтесь казачки».

Пение

Совершенствовать певческие навыки, петь естественным голосом, без напряжения, подчеркивая характерную манеру казачьего народного пения. Знакомить с жанрами казачьих песен : плясовая, военная, частушка.

Музыкальный репертуар :

«Всадники – други» (марш – сигнал, казачьи песни «Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку», «Как донские казаки», «Молодая, молода», «Ой, долина», «Ой сад во дворе».

Музыкально – ритмические движения.

Формировать интерес дошкольников к танцевальным движениям. Учить движениям казачьего пляса : «на нижнем уровне «подвал», т. е. упражнения на полу (сидя, лёжа, в перекатах, на среднем уровне — упражнения в стойке и упражнения в прыжках», «молоток», «хлопушка», «мячик», «козлик» - движения для мальчиков; «выбрасывание платочка», кружения с шагом припадания.

Закреплять выразительное исполнение движений, умение передавать а пластике характер музыки, танцевальный образ. Активизировать словарный запас дошкольников

Музыкальный репертуар :

Пляска для мальчиков – «Оседлаю я коня»

Пляска для девочек – «Ясен то ли сокол»

Общий перепляс – «Казачок»

Музыкальные игры, хороводы.

Формировать музыкально – игровое творчество. Побуждать инсценировать музыкальные игры и хороводы, умение импровизировать разных персонажей, отражающих содержание фольклорного материала.

Музыкальный репертуар :

«На горушке, горе»- казачья хороводная песня, «Тетера», «Кони и всадники», «Яшка», «Ремешок», «Клубочек», «Кот на квашне», «Ай, во поле липонька»,

«Я у батюшки жила», «Капусточку я полола».

«Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку»

Игра – драматизация

Продолжать знакомить детей с театральным искусством Дона, дать понятие «Театр балаган». Совершенствовать знания детей об обрядовых праздниках казаков. Развивать творчество, умение импровизировать в диалогах и монологах, в танцевальных композициях.

Музыкальный репертуар :

Постановка «Проводы казака в армию», «Казачьи посиделки», «Казачья свадьба».

Праздники «Святой вечерок», «Пасха на Дону», «Святая Троица»

Кукльный спектакль «В гости к нам пришел Чигуша».

Методические рекомендации

Для успешного усвоения детьми материала, предлагаемого для музыкального развития, закрепления полученных знаний, восприятия себя как части донского казачества, причастности к культуре своего края необходимо:

Учитывать возрастные особенности детей, обучение проводить поэтапно – от простого к сложному, с учетом индивидуализации, объединяя детей в микрогруппы.

Занятия проводятся в форме игры, показа – инсценировки, театрального представления.

Использовать элементы казачьего фольклора в овсех видах музыкальной деятельности, а также в совместной деятельности воспитателя и ребенка.

Привлекать детей к самостоятельной деятельности.

Поддерживать взаимосвязь с родителями:

Встречи с бабушками, дедушками, их рассказы о прошлом, о традициях казачества

Посещение церкви на праздники

Экскурсии в музей

Изготовление костюмов

Работа в тесной связи со специалистами ДОУ.

Взаимодействие с казачьим кадетским корпусом им Атамана Платова, с Белокалитвинским Казачьим Юртом.

Методические рекомендации

по взаимодействию

с родителями

1. Приобщение родителей к педагогическому процессу.

2. Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.

3. Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.

4. Создание условий для творческой самореализации детей и родителей.

5. Информационно – педагогические материалы, выставки работ детского творчества, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомство с воспитательной, развивающей средой.

6. Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

7. Уважительное отношение семьи и образовательного учреждения.

Формы работы с родителями:

- день открытых дверей;

- индивидуальные и групповые беседы;

- индивидуальные и групповые консультации;

- родительские собрания;

- праздники, развлечения, досуги;

- семейный клуб и др.

Методические и дидактические пособия:

Таблицы, схемы, дидактические игры, раздаточный материал, дидактический материал (картотека, фотоальбомы, аудиозаписи, художественная литература, репродукции картин донских и местных художников, портреты легендарных личностей Дона, поэтов, писателей, композиторов, художников.

Альбомы: «Словарь донских говоров, «Праздники на Дону», «Песни Донских казаков», «Казачий костюм», «Традиции и обряды Донских казаков», «Казачья кухня», «Мой родной город», «Города казачьего края»,

«Легендарные казаки».

Видеопрезентации: «Композиторы Дона», «Мы с тобой казаки», «Край в котором я живу», «Ой, ты степь широкая».

Публикации по теме:

Конспект НОД «Дон-батюшка» Цель: Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире Донского края. Задачи: 1. Формировать у дошкольников интерес.

Презентация кружковой работы Доклад к презентации 1. Вашему вниманию мы представляем презентацию кружковой работы за 2011-2012 учебный год, которую подготовила руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Казачий край». Модифицированная программа развития музыкальных способностей дошкольников
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 13:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Казачий край». Модифицированная программа развития музыкальных способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД