Ольга Егорова
Музыкально-дидактические игры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детский санаторий №47
Егорова Ольга Михайловна
Наш оркестр
Публикация «Музыкально-дидактические игры дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2015
Игровой материал. В расписном сундучке лежат музыкальные инструменты (колокольчики, дудочки, треугольники, бубны, ложки).
Ход игры : Показываю детям сундучок, достаю музыкальные инструменты, знакомлю детей с ними. Дети играют по выбору на этих музыкальных инструментах. Затем читаю стихотворение про дирижера и оркестр.
Оркестр
Дирижера назначаем
И в оркестре поиграем
За рукой его следите,
Вместе музыку ведите,
С дирижером начинайте
Палочкой взмахнет – играйте.
Звучит русская народная мелодия «Во кузнеце» или любая другая.
Второй вариант игры «Наш оркестр»
Дети образуют круг, перед ними на столе лежат музыкальные инструменты.
Под марш дети идут по кругу друг за другом.
С окончанием музыки берут инструменты, кому не досталось инструмента, выходят дирижировать.
Лесенка
Ребенок показывает всем, как звучит мелодия: передвигает матрешку по лесенке вверх или вниз и поет: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Одновременно дети показывают это движением руки.
Игра «Где мои детки?»
Учу детей различать звуки разные по высоте. Дети отвечают тоненьким голоском кошки, птички и т. д. и твердо знают, что мама – кошка поет низким голосом, а котенок – высоким.
Еще дети определяют музыку и ставят на нижнюю ступеньку музыкальной лесенки – медведя, зайчика - на среднюю, птичку – на верхнюю. Таким образом игровая форма задания дает возможность научить детей распознавать низкие, средние и высокие звуки.
Волшебный мешочек
Игровой материал. Мешочек с аппликацией. В нем игрушки: заяц, птичка, петушок, мишка.
Ход игры : «Дети, к нам пришли гости, а где же они спрятались? (Показываю мешочек). Вы послушаете музыку и узнаете, кто там?».
Я исполняю знакомые детям произведения. «Серенькая кошечка» музыка В. Витлина, «Петушок»,- русская народная песня, «Воробушки» М. Красева и др.
Дети узнают музыку, достают из мешочка соответствующую игрушку, показывают ее.
Курица и цыплята
Игровой материал. Домик, кукла Катя, металлофон. У детей в руках курица и цыплята.
Ход игры : я беру куклу Катю и говорю детям, что она живет в домике, у нее много кур и цыплят. Их нужно кормить. Катя зовет, а кого узнайте? Играет на металлофоне ре второй октавы. Дети показывают цыплят. Кукла кормит их.
Просит детей спеть «Пи – пи – пи». Затем Катя играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур и поют на этом же звуке «ко – ко – ко».
«Поезд» - музыкальный рассказ
От перрона отходит поезд. Он медленно начинает движение, затем все быстрее и быстрее, вот он мчится быстро. Гудок. Впереди виден вокзал. Поезд замедляет ход и останавливается.
Мимо речек и полей
Мчится поезд все быстрей,
Ничего, что путь далек-
Мы приедем точно в срок.
Дети очень нравится музыкальное сопровождение игры.
Музыкальный кубик – игра для развития чувства ритма.
Игровой материал. Кубики по числу играющих. Дети, кубиками должны передать ритмический рисунок.
Если тихо - он молчит,
А под музыку звучит
Нам сыграет ритм любой
Музыкальный кубик мой.
Звучит музыка в разных ритмах. Дети простукивают этот ритм кубиками.
Волшебный волчок
Игровой материал. Показываю детям круг со стрелкой, на нем изображены картинки с программными произведениями послушанию или пению. Ребенок вращает стрелку.
Ход игры : Я исполняю музыкальное произведение. Выбранный ребенок вращает волчок, а стрелка указывает на картинку и останавливается. Ребенок называет композитора.
Вариант 2. Играю мелодию на металлофоне, знакомую по программе. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к этой мелодии.
Вариант 3. Ребенок – ведущий стрелкой указывает на любую картинку, остальные дети поют песню, по содержанию этой картинки. Эта игра особенно хороша для младшего дошкольного возраста.
Узнай песню по картинке
Игровой материал. Карточки с изображением игрушек.
Ход игры : играю знакомую мелодию, а дети, по желанию подходят к столу и, узнав песенку, поднимают карточку с изображением игрушки (картинку). Игра проводится на занятиях и в свободное время.
Музыкально-дидактическая игра
«Веселый кубик»
(для детей младшей группы)
Имею набор кубиков. На одном из кубиков изображены животные: петушок, кошечка, собачка, птичка.
Задача:
Научить детей подражать звучанию голосов животных, изображенных на кубике, используя возможности своего голоса.
Ход игры:
Предлагаю детям встать в круг. Играю музыку, дети передают кубик друг другу. Говорят слова:
«Кубик детям передай
Кто пришел к нам угадай».
Я спрашиваю ребенка, у которого оказался кубик, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Я предлагаю ребенку изобразить голосом, как здоровается собачка («гав-гав-гав», кошечка («мяу-мяу-мяу») и др.
Игра продолжается несколько раз.
«Кубик угадай»
(для детей средней группы)
Уже с другим кубиком, на котором изображены предметы: самолет, машина, капельки, часы.
Задача:
Научить детей подражать голосом звучание различных предметов.
Ход игры:
Посадить детей полукругом. Передавать кубик с картинками друг другу. Я играю музыку, с ее окончанием кубик остается у одного ребенка. Я спрашиваю: «Что это?». Ребенок, который держит кубик, голосом изображает как могут звучать часы: «Тик-так, тик-так», капельки дождя: «кап-кап» и т. д.
«Кубик-оркестр»
(игра для детей старшей группы)
Задача:
Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах, вниманию, чувству ритма.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, говорят слова, передавая кубик по кругу:
«Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу,
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть».
Ребенок, у которого остался кубик, подходит к столу и берет музыкальный инструмент, любой по желанию, кладет на свой стульчик, так все дети разбирают инструменты и играют в «оркестр», исполняя русскую народную мелодию.
Игру повторяют несколько раз, получая радость от совместного музицирования.
«Музыкальный кубик»
(игра для детей средней группы)
Задача:
Развивать музыкальные способности детей, доброжелательность, интерес от совместной игры на музыкальных инструментах.
Ход игры:
Показываю детям кубик, на гранях которого изображены музыкальные инструменты (барабан, треугольник, свирель, металлофон).
По кругу дети передают кубик по кругу и поют:
«Все играет и поет, Кубик скажет, кто начнет!».
Ребенок, в руках которого оказался кубик с окончанием музыки, называет инструмент на верхней грани, берет его и показывает детям. Далее играет на нем знакомую мелодию. Дети оценивают его игру (хлопают в ладоши).
Игра повторяется несколько раз.
Музыкально-дидактическая игра «Птички»
(для детей 3-х, 4-х лет)
Задача:
Учить детей согласовывать движения с пением. Развивать активность детей, используя шапочки птичек, учить детей имитировать движения птичек.
Ход игры:
Обращаюсь к детям: «Кто хочет быть птичками?». Одеваю желающим шапочки птичек. Дети поют знакомую песню про птичек:
«Летели две птички,
Ростом невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились».
Все дети сидят на стульчиках и смотрят как летят птички, как они садятся, затем опять летят.
Затем выбираю новых птичек. Игра повторяется несколько раз.
Музыкально-дидактическая игра «Конь»
Задача:
Развивать эмоциональную отзывчивость детей, воспитывать умение согласовывать движения с музыкой.
Ход игры:
Я строю детей друг за другом в колонну, одного ребенка назначаю командиром. Он берет лошадку на палочке. Все дети тоже будут лошадками. Куда скачет командир, туда поскачут все его лошадки.
Дети исполняют песню «Конь» (муз. М. Красева).
После песни «лошадки» начинают движение медленно, потом все быстрее и быстрее, после лов: «тпру» - останавливаются. Музыка заканчивается.
Слова – может произнести ребенок или воспитатель:
«Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети конь скоро-скоро,
Через реки, через горы.
Все в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру».
Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Сначала медленно, затем быстро.
Дети останавливаются и произносят: «Тпру».
Игра «Курочка-рябушечка»
Задачи:
Развивать активность, упражнять в правильном звукопроизношении, соотносить действия с музыкой.
Ход игры:
Выбираю считалкой курочку, надеваю ей шапочку.
Задаю вопрос детям: «Как цыплятки просят пить?».
Дети громко: «Пи-пи-пи».
Показываю детям картинку с изображением «рябушечки» и объясняю, почему ее так называют.
Затем дети исполняют русскую народную песню «Курочка-рябушечка».
Дети запевают, а «Курочка-рябушечка» отвечает.
«Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На речку.» и т. д.
В конце песни дети воспроизводят интонацию цыплят: «Пи-пи-пи».
Выбираю курочкой всех детей по очереди и даже робких, застенчивых, чтобы они перебарывали эти качества характера.
Игра «Еду-еду»
Упражнять детей в их умении соотносить действия со словами, развивать речевую активность, воспитывать согласованность действий.
Игровое действие:
По сигналу начинать производить действия. Сначала я произношу слова стихотворения:
«Еду-еду,
К бабе, к деду.
На лошадке
В красной шапке».
Я спрашиваю, понравилось ли стихотворение. Предлагаю поехать к бабушке, дедушке.
Еще спрашиваю детей: «Как цокают копыта у лошадки?». Дети цокают: «Цок-цок-цок».
«Как мы останавливаем лошадку?».
«Тпр-рр» - говорят дети.
Прошу детей встать в круг друг за другом, читаю стихотворение, а дети под музыку, «натянув вожжи», скачут по кругу.
Атрибуты для игры : красная шапка, вожжи для детей, лошадка на палочке.
Фотоотчет: