Елена Ермишкина
Музыкально-дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры,
направленные на развитие музыкальных способностей детей,
используемые музыкальным руководителем Ермишкиной Е. Н.
Подумай и отгадай.
Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения.
Игровой материал: Карточки по числу участников с изображением зайца, медведя, птички.
Публикация «Музыкально-дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Ход игры : На доску выставляют картинки с изображением зайца, птицы, медведя. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать знакомые пьесы и отгадать, чья музыка звучит. Детям раздают карточки, они слушают пьесу и поднимают нужную картинку.
«Медведь» В. Ребикова, «Птичка» М. Красева, «Зайчик» М. Старокадамского.
Три цветка
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений.
Игровой материал: Записи с инструментальной музыкой, карточки с изображением веселого, грустного и спящего цветков.
Ход игры : Дети слушают музыкальные произведения в исполнении музыкального руководителя или в записи, определяют настроение в музыке и поднимают условно обозначенную карточку: веселый цветок – веселая музыка, грустный – грустная, спящий – спокойная.
Найди игрушку.
Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой материал: Игрушки или картинки, соответствующие содержанию песен: зайка, мишка, кошечка, петушок и т. д.
Ход игры : Педагог предлагает послушать пьесу и выбрать игрушку. Ребёнок по характеру определяет, кто это может быть. Дети играют, пока не закончатся все игрушки.
Цвет-настроение
Цель: Различать контрастный характер музыки, выражать его через цвет.
Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке :
Синий – спокойное, уверенное;
Зелёный – гордое, торжественное, сила;
Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;
Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;
Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;
Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;
Белый – надежда, вера.
Ход игры : Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.
Музыкальное лото
Цель: Развивать у детей звуковысотный слух.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан, кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (металлофон).
Ход игры : Педагог-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Игра проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности и в свободное от занятий время.
Игры с нитками
Цель: Дать понятие о длинных и коротких звуках.
Игровой материал: Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы. Стол.
Ход игры : Педагог тянет нитку и поё т: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает.
Варианты:
Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.
Определи по ритму
Цель: Учить детей различать ритмические рисунки.
Игровой материал: Карточки с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни, часть карточки пустая. Картинки, иллюстрирующие эти песни, музыкальные инструменты : ложки, треугольник, молоточки, барабан.
Ход игры : Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок песни на одном инструменте. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половинку карточки.
Карусель
Цель. Учить детей чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному и медленному.
Игровой материал. Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.
Ход игры. Исполняется пьеса, в которой чётко прослеживается изменение темпа. Педагог обращает внимание детей на эту особенность произведения и при повторном исполнении предлагает кому-либо из детей передать постепенное изменение темпа в музыке с помощью игрушечной карусели. Вращая рукой верхнюю часть карусели, ребёнок раскачивает её, то усиливая, то замедляя движение карусели в соответствии с изменениями темпа музыки
Сломанный телевизор
Цель. Развитие внутреннего слуха. Развитие навыков точного и свободного владения интонацией, более активной ритмической организации и внимания.
Ход игры. По знаку музыкального руководителя дети замолкают, продолжая петь песню про себя, стараясь не потерять нить движения мелодии ( телевизор сломался: изображение осталось, а звук пропал).
В момент включения (по знаку музыкального руководителя) важно не потерять интонационную и смысловую линию. Включение должно быть точным!
Музыкальный театр
Цель. Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления (ритмический рисунок как характеристика образа). Развитие фантазии и тренировка памяти.
Ход игры. Дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.
Каждый участник игры представляет свой инструмент. Музыкальный руководитель предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструменты, подходящие по звучанию каждому герою сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.
Например: Карабас-Барабас – бубен, Буратино – ксилофон, Мальвина – колокольчик, Пьеро – треугольник, Артемон – трещотка.
Текст сказки озвучивается.
Музыкальный руководитель забирает к детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а, значит, дети создают практически новую историю).