Александра Андреевна
Музыкальная терапия для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Недостаточное исследование агрессии и тревожности в дошкольном
возрасте затрудняет определение их влияния на дальнейшее развитие ребенка.
Например, тревожность, как устойчивая характеристика, диагностируется уже
в трехлетнем возрасте, что и определяет необходимость создания
эффективного метода ее коррекции. На наш взгляд, исследования в данном
направлении помогут решить ряд проблем дошкольного возраста, в том числе
развитие личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя новых
социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, успешность
Публикация «Музыкальная терапия для детей» размещена в разделах
учебы и т. п.
Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и
пластична, психолого-педагогическая работа наиболее эффективна: ребенок
получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести
новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные
отношения с взрослыми и сверстниками.
Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие
авторы отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных
методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют
во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра
нарушений, включая эмоциональную нестабильность, речевые нарушения и
многое другое.
Российский врач М. Л. Лазарев, директор московского детского центра
восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально
подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе
матери) развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане.
Он рекомендует слушать спокойные мелодии Моцарта и Вивальди. А
В. М. Бехтерев подчеркивал очень важную роль колыбельных песен для
полноценного развития детей. Современные ученые и врачи выделили ряд
произведений, положительно влияющих на эмоциональные состояния: для
уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать
«Мазурки» и «Прелюдии» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии»
Рубинштейна, произведения Шуберта; для уменьшения раздражительности –
«Лунную сонату» Бетховена, «Грезы» Шумана, «Экспромты» и «Прелюдии»
Шопена; для общего успокоения – «Колыбельные» Брамса, «Аве Мария»
Шуберта, «Баркарола», «Сентиментальный вальс» Чайковского и мн. др.
Различают 3 основные формы музыкотерапии:
1. Рецептивная.
2. Активная.
3. Интегративная.
Рецептивная музыкотерапия - отличается тем, что ребёнок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию - выход,посредством музыки из травмирующей ребёнка ситуации.
Варианты проведения:
а) Музыкальные картинки: восприятие музыки осуществляется ребёнком совместно с музыкальным руководителем, который в процессе слушания помогает мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребёнка. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы.
б)Музыкальное моделирование: используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений: 1. Отвечающий душевному состоянию ребёнка в данный момент (сочувствие его переживаниям). 2. Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его. 3. Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка).
в) Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребёнка. Важно дать ребёнку почувствовать своё тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.
Активная музыкотерапия - основана на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребёнка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребёнка - «Я хороший - ты хороший».
Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроений с помощью игры на музыкальных инструментах.
Кинезитерапия - различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придаётся коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику, коррекционную ритмику, ритмопластику, сюжетно - игровую кинезитерапию.
Психогимнастика - комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья детей.
Сюжетно-игровая кинезитерапия - вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа - игровая импровизация. В занятие включены упражнения, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики. Живая музыка - движением под музыку ребёнок выражает своё эмоциональное состояние.
Интегративная музыкотерапия - наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и другие творческие формы.