Гульнара Казиева
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальная страничка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления №34»
для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель :
Казиева Гульнара Айтбаевна
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста „Музыкальная страничка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Оренбург, 2019
Конспект занятия в старшей группе : «Музыка осени»
Пояснительная записка
На занятии дети закрепляют знания о видах музыкальных инструментов, учатся на слух различать тембр, характер звучания музыкальных инструментов. Через эти познания у детей формируются основы музыкальной культуры, воспитывается интерес к классической музыке, возникает потребность к музицированию на музыкальных инструментах, потребность применять полученные знания в повседневной жизни- в играх,в самостоятельной деятельности.
I. Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область
Художественно-эстетическое развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей
Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности
Музыка осени
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
Наглядные, словесные, практические
3. Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие: дети узнают звучание музыкальных инструментов
Познавательное развитие: ознакомление детей с видами музыкальных инструментов. Показ иллюстраций и аудиозапись
инструментов
Речевое развитие: Расширение активного словаря
Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх
4. Возрастная группа : Старшая
Цель:
. формировать основы музыкальной культуры дошкольников, развивать интерес к музицированию на детских музыкальных инструментах, потребность детей в творческом самовыражении.
Задачи:
. сформировать понимание роли тембров в развитии музыкального образа;
• расширять кругозор и словарь детей, закрепляя знания о видах
музыкальных инструментах и их характере звучания;
• закреплять навыки игры на детских инструментах, сопровождая текст сказки;
• учить детей в многоголосой музыке отличать звучание различных инструментов на слух;
• способствовать созданию условий для коммуникативного, творческого и эмоционального самовыражения детей.
5. Планируемые результаты
Сформированы представления о видах музыкальных инструментов
Способен определить музыкальный инструмент по тембру, характеру звучания, колориту. Двигается в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре.
Испытывает потребность в восприятии музыки в исполнении на музыкальных инструментах.
6. Организация среды для проведения занятия
По осеннему украшен зал, иллюстрации, детские музыкальные инструменты, синтезатор, музыкальный центр, аудиозаписи звучания музыкальных инструментов, аудиозапись Ф. Шопена «Осенний вальс», проектор и ноутбук для просмотра слайдов,
7. Подготовка к образовательной деятельности
(на занятии, в режимные моменты) Просмотр в группе презентации видов музыкальных инструментов, музыкально - дидактические игры,
Проведение музыкальной викторины, сюжетно- ролевая игра: «Магазин музыкальных инструментов»
Конспект занятия
Вводная часть, мотивация и целеполагание
Дети входят в зал.
Музыкальное приветствие - «Здравствуйте, ребята» музыка и слова М. Картушиной.
Исполнение коммуникативного музыкально-ритмического приветствия - «Здравствуй, милый друг» В. Алексеева.
Муз. рук.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Листья осень дарит нам.
Музыкальный руководитель показывает корзину с листьями и предлагает назвать к какому дереву относится листочек (листик дуба, березы и т. д.)
- Осень листик сорвала,
И к нам в садик принесла.
- Листик с березы, листик с осинки и т. д. (ответы детей)
Основная часть. Актуализация ранее приобретенных знаний.
Принятие новых навыков. Развитие творческо - эмоционального самовыражения и самостоятельной деятельности.
- Как вы думаете, на звучание, характер, колорит, тембровую окраску какого инструмента похож листочек дуба и почему? (ответы детей, например: листочек дуба похож по характеру звучания на контрабас, такой же брутальный, суровый, густой, мощный. Во время ответа включить аудиозапись инструмента.)
- Лист березы с колоритом какого инструмента можно сравнить?
(ответы детей, например: можно сравнить со звучанием скрипки.
Тембр у нее такой же нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый, как у березки)
Примерные слова для описания тембровой окраски инструментов:
Тёплый- холодный, жёсткий- мягкий, лёгкий- тяжёлый, матовый- блестящий, густой, глубокий мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный, твердый, насыщенный, темный, влажный, сконцентрированный, роскошный, ажурный, бархатный, шелковый, вязкий, светлый, яркий, искристый, сонный, хрустальный, серебристый, стеклянный, звонкий, резкий, зычный, сочный, матовый, блестящий, пастельный. Подражательные звуки: скрипучий, крякающий, свистящий, шелестящий.
- Необычные листочки подарила нам осень
- Так и просятся они закружиться в осеннем вальсе
- Под мелодию Ф. Шопена «Осенний вальс», предлагаю потанцевать с листочками.
Танцевальная импровизация с листочками, по ее окончании
Проводится дыхательная гимнастика:
- На листочки будем дуть…
- И дадим им отдохнуть.
(складывают листья в корзину.)
- Красивую мелодию сочинил великий композитор – Фридерик Шопен.
- И не менее красивые песни мы выучили про осень.
- Осени спасибо скажем!
- В песне мы ей не откажем.
Исполнение песни: «Осень в лесу», под видеослайды про осень.
- Осенью в лесу чудесно - грибы, деревья, зверушки,теремок!
(Выносится теремок)
- Предлагаю перевоплотиться в лесных жителей при помощи шапочек-масок и разыграть сказку «Теремок» с использованием музыкальных инструментов
- У каждого персонажа будет свой музыкальный инструмент :
- у мышек – колокольчики и треугольники;
- у лягушат – трещотки и шумелки;
- у зайчат – ложки;
- у лисичек – металлофоны;
- у волка и медведя – бубны.
Музыкальная сказка «Теремок»
Муз. рук. :
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Бегут первые зверушки,
Это мышки-норушки.
(Мышки звонят в колокольчики)
Стали они жить-поживать
Да на колокольчиках играть!
(Мышки под музыку играют на колокольчиках и треугольнике)
Услыхали лягушки весёлый звоночек
И прискакала прямо в теремочек.
(Лягушки играют на трещотках и маракасе)
Стали лягушки с мышками играть,
Весело в домике том поживать.
(Мышки с лягушками играют под музыку на своих инструментах)
Вдруг откуда ни возмись
Прыгают зайчишки,
Подбежали к теремочку,
Ведь зайки – не трусишки!
(Зайки играют на ложках)
Стали вместе жить зверушки,
В музыкальные играть игрушки.
(Играют под музыку на своих инструментах)
Мимо теремочка лисички бежали,
Хвостиком своим следы заметали.
(Лисичка играет «глиссандо» на металлофоне)
Музыканты были очень рады ей,
С металлофоном стало веселей.
(Все зверушки играют на свох инструментах)
Но что это такое? Листья шумят?
Не уж-то Мишенька с волком спешат?
(Медведь и волк играют на бубнах)
Топтыжку и волка звери пригласили,
Играть на бубнах попросили…
Устроили такой концерт!
Под русскую народную мелодию зверушки играют на своих инструментах.
Заключительная часть. Рефлексия.
- А листочки шелестят,
- Что-то вас спросить хотят
(задания-вопросы по музыкально-дидактической игре на листьях)
Музыкально-дидактическая игра : «Четвертый лишний»
- (Читает последнее задание) : Ребята, если вам понравилось
сегодняшнее занятие, то прикрепите листочки на улыбающийся смайлик, а если не понравилось, то на грустный смайлик.
- Осень за окном шумит,
- До свидания говорит.
- Попрощаемся музыкальным танцем с осенью.
Коммуникативно - музыкальный танец-игра : «Ты, смотри, не шали,
ну и до свидания»
Дальнейшая разработка темы
Осенний праздник «Волшебница-Осень»- игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкальная викторина на тему : «В мире музыкальных инструментов».
Список литературы:
Конкевич С. В. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком.
Советы музыкальным руководителям / С. В. Конкевич. - М. : Детство-Пресс, 2010.
Бодраченко, И. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет
Людмила Малахова Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста
Интернет- ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/statja-muzykalnye-instrumenty.html
https://yandex.ru/video/preview