Елена Сазина
Консультация «Музыкальная логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.
Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции.
Публикация «Консультация „Музыкальная логоритмика“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Одним из звеньев педагогики является логоритмика. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения.
Логоритмика позволяет решить следующие задачи:
укрепить костно-мышечный аппарат;
изменить общую реактивность организма;
способствует формированию двигательной активности;
способствует формированию пространственно-временных представлений;
развивает способность произвольно передвигаться в пространстве;
Музыкальная логоритмика имеет большое значение для:
• развития темпа и ритма речевого дыхания;
• укрепления мимической мускулатуры;
• формирования фонематической системы;
• развития темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи;
• умения сочетать движения и речь, т. е. подчинять их единому ритму.
Занятия музыкальной логоритмикой направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Музыкальные логоритмические занятия формируют также добрые взаимоотношения между детьми.
Условия проведения занятий:
• занятия проводятся 1 раз в неделю;
• продолжительность – 30 минут;
• логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы;
• речевой материал не выучивается;
• все упражнения выполняются по подражанию;
• на занятиях должна царить атмосфера радости и доброжелательности.
Структура занятия:
1) Музыкально-ритмические движения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений.
2) Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционной, мелкой моторики, мимики.
3) Оркестр, пение, игры, танцы.
4) Слушание – релаксация.
Музыкально-ритмические движения развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного дыхания.
Игры на развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.
Упражнения для развития мелкой моторики. Учёные установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребёнка и координацией движений пальцев рук.
Развивая пальчики – развиваем речь!
Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
Оркестр шумовых инструментов включает в работу слуховой, зрительный анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные шумовые инструменты: «шуршалочки», «салютики», «бубенцы», «коробочки», «бутылочки».
Пение тренирует периферические отделы речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного). Песни сопровождаем движениями рук для развития речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.
Танцы развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.
Игры развивают память, внимание, координацию движений, ориентировку в пространстве, позитивное самоощущение.
Слушание – релаксация. Активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом, снимает перевозбуждение, возвращает детей в спокойное состояние.
Опыт проведения музыкальных логоритмических занятий показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.