Светлана Виноградова
Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая музыкальная среда»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-игровая среда
дошкольного учреждения – исключительно важный компонент, способствующий развитию ребенка
Поэтому создание предметно-развивающей среды, в частности — музыкального уголка в группе, является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создания возможности творческой самореализации детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Предметно-развивающая музыкальная среда“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями.
В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полка для хранения музыкальных пособий, стол со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. При желании музыкальный уголок можно отгородить ширмой, которая легко убирается
Виды пособий:
- образные пособия
- озвученные
музыкальные игрушки
- самодельные музыкальные инструменты
-неозвученные игрушки
Образные пособия:
1. Портреты композиторов
2. Картинки с изображениями
музыкальных инструментов
3. Музыкально-дидактические игры
Неозвученные музыкальные игрушки
Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка) изготавливаются из фанеры, картона. Используют их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают. Таким образом, на неозвученных музыкальных игрушках и инструментах малыш упражняется в правильном воспроизведении мелодии. Игрушки – инструменты применяются в основном для детей 3-4 лет.
Трёхступенчатая (пятиступенчатая, восьмиступенчатая) лесенка – дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, бумаги, огрстекла, пластмассы или пластика. Даёт представление о звуковысотных соотношениях, развивает музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, упражняющий детей в правильном звукообразовании. Это различные звукоподражания на звуке определённой высоты при поддержке инструмента (профессионального или детского)
По ступенькам лесенки перемещается маленькая игрушка (матрёшка, собачка, зайчик, медведь, кошечка и т. д., в зависимости от передвижения фигурки (вверх-вниз) дети меняют высоту голоса. Задания предлагаются как в восходящем, так и в нисходящем порядке.
Звуковые книжки делаются из картона или плотной бумаги (размер 30 X 50 или 15 X 10 см). На каждой странице цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни и её текст. Звуковые книжки используют во всех возрастных группах, начиная с младшей.
Звуковые картинки – тоже, что и звуковые книжки, только оформление каждой песни представлено отдельно (размер 15 X 10 см). Все картины хранят в пакете или коробочке. Звуковыми картинками удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных программных песен.
Проигрыватель (с пластинками) изготавливается из фанерной или пластмассовой коробки с диском, укреплённом на стержне (в центре коробки). Пластинки делают по размеру диска с отверстием для стержня в середине. Материалом для пластинок служит плотная бумага или картон. На каждую пластинку наклеивается картинка, содержание которой соответствует названию какой – либо песни. Более современный вариант – магнитофон или компьютер (ноутбук).
Этот игровой материал используется в средней, старшей и подготовительной группах. Вначале игра проводиться под руководством взрослого, затем её дают для самостоятельно пользования.
Озвученные музыкальные инструменты:
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, бубенчики)
- игрушки-инструменты издающие только один звук (свистульки, дудочки, рожки, саксофоны)
- игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, шарманки, музыкальные шкатулки)
- игрушки-инструменты с диатоническим и хромати - ческим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино, рояль, органолы, аккордеоны)
Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты:
Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включаться в совместную деятельность.
Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада
Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна:
- Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)
- Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.
- Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
- Стимулировать развитие творческих способностей.
- Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Требования к содержанию музыкально-театрального уголка
Младшая группа
Плоскостные инструменты
Балалайка
Гармошка
Колокольчик
Барабан с одной палочкой
Погремушка
Трещотка
Кубики
Бубен
Музыкальный молоточек
Свистулька
Дудочка
Неваляшка•
образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
Шарманка
•атрибуты к музыкальным подвижным играм;
•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;
•ширма настольная с перчаточными игрушками;
•магнитофон и набор программных аудиозаписей;
•поющие и двигающиеся игрушки;
•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Музыкально-дидактические игры
Чудесный мешочек
Птицы и птенчики
Угадай-ка
Кто в домике живет?
Подумай и отгадай
Атрибуты для сюжетных игр
Маски
Иллюстрации
Различные виды театров
Средняя группа
Музыкальные инструменты
Труба
Металлофон
Барабан
Ложки
Гармошка
•шумовые инструменты для детского оркестра;
•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;
•фланелеграф или магнитная доска
•атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие;
•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону);
•ширма настольная и набор игрушек;
•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
*Магнитафон и набор программных аудиозаписей.
Музыкально-дидактические игры
Птица и птенчики
Курицы
Веселые дудочки
Узнай свой инструмент
Атрибуты для танцев и сюжетных игр
Платочки
Флажки
Маски
Лесенка (3 ступеньки)
Портреты композиторов в папке (с файлами) «Наши композиторы»
Иллюстрации к музыкальным произведениям
Различные виды театров
Старшая группа
Музыкальные инструменты
Скрипка
Гармошка
Триола
Ксилофон
(Металлофон и ксилофон принадлежат ударной группе. Основное отличие металлофона от ксилофона заключается в материале, из которого изготавливаются пластинки инструментов. Ксилофон имеет деревянные брусочки, металлофон – металлические. Отсюда и разница в звучании инструментов. Металлофон наделен более звонким и громким звуком, тогда как звучание ксилофона более тихое и приятное)
Цитра
Трещотка
Колокольчики
•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
•портреты композиторов;
•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и другие);
• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
•ширмы: настольная и ширма по росту детей;
•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):
•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков,
картотека игр и музыкальных произведений.
i]Музыкально-дидактические игры [/i]
Солнышко и тучка
Песня, танец, марш
Выбери инструмент
Лесенка
Ритмические кубики
Труба
Ритмическое лото
Повтори звуки
Определи по ритму
Волшебный волчок
Музыкальный телефон