ольга габелко
Музыкальная игра-сказка как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – это один из любимых детьми видов художественного творчества. Сказка, озвученная музыкой, привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатления ребенка, позволяет ему выразить свое отношение к героям, самой музыке в свободных творческих игровых действиях.
Музыкальная игра -сказка представляет собой развернутую творческую сюжетно – ролевую игру, являющуюся высшим интегрированным видом игры, объединяющим разные виды искусства - музыку, литературу, изобразительное искусство, театр.
Публикация «Музыкальная игра-сказка как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников» размещена в разделах
Музыкальная игра – сказка, озвученная классической музыкой разных эпох и стилей или народной. Всю сложную работу берет на себя взрослый – чтение текста сказки, отбор музыкального сопровождения, чтобы каждый образ сказки имел свою музыкальную характеристику, созвучную по эмоциональному содержанию.
К каждому персонажу подбирается музыкальная характеристика, по типу лейтмотива, таким образом, что музыка «откликается» на развитие сюжета, кульминации, драматургии сказки, создает настроение, созвучное переживаемому героями сказки, передает картины и звуки природы, образы животных и птиц.
Музыка является эмоциональным стержнем, побуждающим ребенка выразить свое отношение к ней, героям и событиям сказки с помощью разных видов музыкальной деятельности, прежде всего, ритмопластики. По ходу сказки дети слушают музыку, передавая ее характер в ритмопластических импровизациях, в танцах, песнях и песенных импровизациях, в игре на музыкальных инструментах.
Особенностью музыкальной игры – сказки является возможность включения всех видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность, а также разных видов художественной деятельности (рисование под музыку образов сказки, элементов декораций, художественное слово, театр).
Музыкально-ритмические движения помогают развитию особенностей музыкальной речи у детей : выразительных интонаций, фраз, форм, регистровых, темповых, динамических изменений, пауз, акцентов, оттенков настроения, а также развитию осознанности музыкального восприятия.
По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности (пение, ритмопластика, игра на музыкальных инструментах, развиваются музыкальные и творческие способности.
Дети получают знания о музыке : о композиторах, средствах музыкальной выразительности, особенностях языка разных искусств. Проведение комплексных занятий, на которых дети рисуют, выражая характер персонажей, настроения и чувства героев, читают стихи, рассматривают картины художников, созвучные по настроениям событиям сказки, способствуют развитию творческого воображения, мышления. Музыкальная игра – сказка создает условия для развития умственной активности (сравнение музыкальных характеристик, осознание выразительности музыкальных образов, поиск вариантов их воплощения в разных видах уподоблений характеру музыки, систематизация музыкальных знаний и др., эмоционального, творческого развития.
В игре – сказке развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая является основным механизмом присвоения культурных ценностей детьми и центром музыкальности. Развиваются все основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма.
Являясь привлекательной для детей деятельностью, музыкальная игра – сказка способствует воспитанию ценностных ориентаций личности – развитию положительного эмоционально – оценочного отношения к культурным ценностям, эстетических чувств, интересов, вкусов, представлений о красоте, то есть формированию основ музыкально – эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.
Показателями успешного музыкального развития являются проявления творческой активности, самостоятельности детей, наличие любимых произведений, желание играть в сказку по собственной инициативе, выразительность созданных образов.
Как всякая обучающая игра, музыкальная игра – сказка имеет определенные развивающие, образовательные и воспитательные задачи, включает в себя игровые действия и игровые правила.
Основной задачей является соотношение игровых действий с музыкальными характеристиками образов сказки.
Правилами этой творческой игры является необходимость передать чувства, отношения героев сказки и отношение ребенка к происходящему в сказке, к звучащей музыке, выразительно сыграть свою роль. Для озвучивания музыкой может быть выбрана народная сказка («Репка», «Теремок») или сказка литературная (А. С. Пушкин, Г. Х. Андерсен и др).
При озвучивании таких сказок – шедевров классической или народной музыкой – происходит удвоение художественных впечатлений детей в процессе познания культурных ценностей, несущих в себе огромный развивающий потенциал. Таким образом, музыкальная игра-сказка является одним из важных средств формирования основ культуры и творческого развития ребенка.