Раушания Якупова
Музыкальная гостиная, посвященная творчеству Г. Тукая для старшего дошкольного возраста «Тукай и музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная гостиная, посвященная творчеству Г. Тукая для старшего дошкольного возраста «Тукай и музыка»
На центральной стене - экран, на котором изображение портрета Габдуллы Тукая. Звучит музыка Энвера Бакирова из балета «Су анасы». Дети проходят в зал и садятся перед экраном.
Ведущий: Добрый день, ребята. Вы узнали, чей портрет сегодня на экране?
Публикация «Музыкальная гостиная, посвященная творчеству Г, Тукая для старшего дошкольного возраста „Тукай и музыка“» размещена в разделах
Верно, это татарский поэт Габдулла Тукай. Г. Тукай прожил всего 27 лет, но успел оставить богатое наследство. Его до сих пор помнят и любят, и дети, и взрослые.
Давайте, ребята, вспомним произведения, которые мы знаем из творчества этого писателя. А поможет нам в эом музыка.
Творчество поэта Габдуллы Тукая вдохновляло многих композиторов написать на его произведения музыку.
показ 2-го слайда – изображение главного героя балета «Шурале»
Музыкальный руководитель: Вы узнали этого сказочного персонажа?
Что же это за лесное чудовище?
Дети: это – Шурале!
Музыкальный руководитель: Верно. Это герой сказки – поэмы татарского писателя Г. Тукая «Шурале»
(М. Р.): Сегодня я хочу вас познакомить с балетом, созданным по одноименной сказке – поэме «Шурале» (Леший) выдающимся татарским композитором Ф. Яруллиным, который является создателем первого татарского балета.
Показ портрета композитора, 3-й слайд
Балет «Шурале» до сих пор остается лучшим произведением в татарской музыке. Очень интересен сюжет балета, в него включены и персонажи из других татарских сказок, например, Огненная ведьма с Шайтаном, девушки – птицы, среди которых и прекрасная Сююмбике. В балете так же красочно представлены сцены народных гуляний, среди которых и детские пляски.
Один из главных героев балета – это Шурале. И сейчас мы послушаем музыку, которая называется «Пляска Шайтана и огненной ведьмы».
Она звучала громко, энергично, напористо, изображая дикий причудливый танец лесных чудовищ, с которыми вместе танцует и Шурале. Музыка размашистая, широкая, состоит из огромных скачков. В ней много акцентов.
На празднике помолвки девушки-птицы Сюимбике с Али-Батыром есть и весёлые дети. И сейчас мы послушаем музыку «танец детей»
Характер музыки пляски светлый, радостный. В музыке много шутливых акцентов, которые звучат неожиданно и задорно.
Образ нежной, доброй красавицы Сюимбике композитор передаёт в вальсе, которую исполняет героиня. (дети слушают вальс Сюимбике)
Музыка очень душевная, искренняя, звучала тепло и просто.
Ещё одна сказка написанная Г. Тукаем стала основой для создания балета «Су анасы». Музыку, которой написал композитор Энвер Закирович Бакиров – один из основоположников национальной профессиональной музыки. Слайд 7-й.
Ведущий: Какое время года изображено на экране? Ответы детей. (весна) Слайд 8-й. Поэт Г. Тукай родился весной, когда оживает природа: возвращаются из теплых краев птицы, появляются на деревьях молодые почки, вся природа рассветает. Звучит музыка. Бакирова из балета «Су анасы»
Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
Даже куры в том Кырлае петь умеют. Дивный край!
Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил,
На земле его работал — сеял, жал и боронил.
Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,
А река, народа гордость,— просто маленький родник.
Эта сторона лесная вечно в памяти жива.
Бархатистым одеялом расстилается трава.
Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:
В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь
пойдет.
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,
Набираешь в миг единый ягод полное ведро.
Часто на траве лежал я и глядел на небеса.
Грозной ратью мне казались беспредельные леса.
Точно воины, стояли сосны, липы и дубы,
Под сосной — щавель и мята, под березою — грибы.
Сколько синих, желтых, красных там цветов
переплелось,
И от них благоуханье в сладком воздухе лилось.
В этом стихотворение Г. Тукай воспевает красоту родного края. Его стихи научат вас любить природу, бережно относится к ней.
Музыкальный руководитель:А фоном звучала музыка из балета «Су анасы».
Одной из главных героев сказки является Русалка (Водяная). Сейчас мы послушаем музыку – появление Водяной (Су анасы).
Слайд 9-й. звучит музыка из балета «Су анасы»
Ведущий:«Я домой уже собрался, оглянулся на мостки:
Глядь! - там ведьма водяная ноги свесила с доски!
Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой
Космы ведьма продирает, прядью тешится седой.
За деревьями густыми, что росли на берегу,
Я укрылся, зубы стиснул: и вздохнуть-то не могу.
Причесалось чудо-юдо и в мгновение одно
В озеро - бултых! - нырнуло и ушло к себе на дно.
Тут уж я собрался с духом, вышел из листвы густой.
На мостках забытый ведьмой блещет гребень золотой!»
Ведущий: А сейчас мы послушаем ещё одно стихотворение «Ребенок и мотылек»
(музыкальное инсценировка «Ребенок и мотылек»)
Бала белн кблк
– йт ле, Кблк,
Сйлшик берглп:
Бу кадр куп очып
Армыйсы син ничек?
Ничек со тормышы?
Ничек кн крмеше?
Сйлп бирче тезеп,
Табаламсы ризык?
– Мин торам кырларда,
Болында, урманда;
Уйныймын, очамын
Якты кн булганда.
Иркли м ся
Кояшны яктысы;
Аш буладыр миа
Ччклр хуш исе.
Тик гомрем бик кыска:
Бары бер кн ген,—
Бул яхшы, рнетм
м тим син миа!
Ведущий: Ребята, а вот композитор песенник Загида Хабибуллина написала на эти стихи мелодию и получилась вот такая песня… (В исполнении музыкального руководителя звучит песня. )
Муз. рук. Приглашаю вас на музыкальную дорожку поиграть.
Игра на внимание «Бабочки» (Звучит музыка дети- «бабочки» летают. На полу цветы разных светов. Воспитатель называет свет, например, «кызыл» (красный) дети присаживаются вокруг красных цветов)
Ведущий: А это что за стихотворение, как вы думаете? Слайд 10-й
Давайте послушаем наших ребят.
Кызыклы шкерт
— йдле, Акбай, йрн син,
арт аягы белн тор;
Аума, аума, туп-туры тор,
тз утыр, яхшы утыр!
— Ник газаплыйсы болай син,
мин ле бик кечкен;
Мин туганга ике айлап булыр, я ч кен.
Юк, киркми, мин йрнмим,
минем уйныйсым кил;
Шул болыннарда ятасым,
шунда ауныйсым кил.
—Ах, юлр маэмай! Тырыш яшьлй,
зурайгач айсыз ул,
Картаеп каткач буыннар,
эш бел уайсыз ул! звучит музыка из сюиты «Образы Тукая»
Музыкальный руководитель: Прозвучала музыка Рустема Абязова. Это наш современник - Скрипач, дирижёр, композитор, педагог, Заслуженный деятель искусств Татарстана, Народный артист. Художественный руководитель и главный дирижер Казанского камерного оркестра "La Primavera". Он написал сюиту для скрипки и симфонического оркестра «Тукай монары» («Образы Тукая»)
Мы послушали музыку"Аллюки" — это самая родная и нежная материнская мелодия, в переводе на русский язык слово означает "колыбельная".
Ведущий: Ребята, Тукай любил, как все дети, поиграть. Давайте, поиграем с вами в игру «Кто дольше всех».
Звучит весёлая музыка, дети встают на одну ногу и стараются так продержаться до конца музыки.
Ведущий: Сегодняшнюю нашу встречу мы посвятили творчеству татарского поэта и музыкальным произведениям, которые написаны на его стихи и сказки. Г. Тукай очень любил свою Родину, свой родной язык. Поэтому, хотелось бы завершить эту встречу с песней посвящённой родному татарскому языку.
Песня «Туган тел» (исполняется стоя).
Музыкальный руководитель:Спасибо всем, до новых встреч! Звучит музыка. Бакирова из балета «Су анасы»