Ирина Аксёненко
Музыкально-литературная гостиная «Осень-художница» интегрированный досуг для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень - художница»
Цель: Формирование основ культуры в синтезе музыки, изобразительного искусства, художественного слова. Обогащение знаний детей об искусстве через творческую деятельность.
Задачи:
1. формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
2. воспитывать самостоятельность;
3. учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства;
4. развивать коллективное творчество;
Публикация «Музыкально-литературная гостиная „Осень-художница“ интегрированный досуг для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Осень. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии музыкальных развлечений
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
5. обогащать музыкальные впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;
6. дальнейшее формирование певческого голоса, развитие навыков движения под музыку.
Форма работы: групповая, подгрупповая
Методы работы: словесная, наглядная, практическая
Время проведения: 40 – 45 минут
Оборудование: столы, стулья (по количеству детей, магнитофон, диски с записями музыкальных произведений, пианино, «кленовые листочки» (для танца, восковые карандаши или пастель, краски, кисти, бумага формата А3, цветная бумага, ножницы, стаканчики – непроливайка, клей, костюмы «Птицы».
Демонстративный материал: картины, фотографии с изображением осени.
Используемые музыкальные произведения и стихотворения
Музыкальные произведения для слушанья:
1. П. И. Чайковский фортепианный цикл «Времена года». Октябрь «Осенняя песня». Ноябрь «На тройке». Сентябрь «Охота»
2. А. Вивальди «Времена года» «Осень».
3. «Отговорила роща золотая» романс музыка Пономаренко
Музыкальные произведения для исполнения:
1. Гендель танец «Старинная полька»
2. Красев песня «Падают листья»
3. Маслухина песня «Осенняя песенка»
4. Варламов музыкально-ритмическая композиция «Красный сарафа
5. Русская народная песня «Светит месяц»
6. Шаинский песня «Дети любят рисовать»
7. Стихотворения авторов:
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»;
М. Лермантов «Листья в поле пожелтели»;
А. Плещеев «Осень наступила»;
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»;
А. Твардовский «Лес осенью»;
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»;
И. Михайлова «Как обидно»;
В. Благина «Стрижи»;
А. Фет «Ласточки пропали»;
К. Бальмонт «Поспевает брусника»;
Н. Некрасов «Славная осень»;
И. Бунин «Листопад».
Предварительная работа
Перед проведением досуга была осуществлена следующая работа:
проведение тематических музыкальных занятий;
разучивание стихов вместе с детьми;
разучивание песен;
подготовка музыкально-ритмических композиций;
проведение тематических занятий по изобразительной деятельности;
использование на занятиях различных изобразительных техник (аппликация, лепка, рисование);
работа с родителями.
Непосредственно перед занятием в помещении музыкального зала была проведена влажная уборка, а так же сквозное проветривание (в отсутствие детей). Все вещи, способные отвлечь детей, убираются. Столики и стульчики ставятся в шахматном порядке. В другом конце зала оформляется экспозиция «Осень».
В зале оформлена выставка работ художников и фотографов. Гости и дети рассматривают работы. Звучит классическая музыка.
Музыкальная гостиная «Времена года»
Ведущая
Друзья, в нашей музыкальной гостиной сегодня мы поговорим об осени, ведь. В огромном мире искусств, все многолико и гармонично. Здесь звуки и краски, движение и пластика, мелодии и цвет живут дружно, помогают друг другу, дополняют друг друга, что бы мир был прекрасен.
Каждое время года особенно, и сегодня мы посмотрим на осень глазами художников, фотографов, поэтов, композиторов, и, конечно, расскажем о своем личном отношении к ней.
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле….
Ведущая
Эта светлая грусть осени звучит в знакомом нам произведении.
(после слушания спросить название и фамилию автора)
П. И. Чайковский «Времена года». «Осенняя песня»
К. Бальмонт
Поспевает брусника, Стаи птиц улетают
Стали дни холоднее Прочь, за синее море.
И от птичьего крика Все деревья блистают
В сердце стало грустнее. В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
Ведущая
Правильно, ребята, вы услышали, какие инструменты солируют в этом произведении? Назовите струнные инструменты. Вам нравится их звучание? Предлагаю станцевать «Старинную польку», а струнные инструменты вам будут аккомпанировать.
Дети исполняют парный танец «Старинная полька»
М. Лермонтов
Листья в поле пожелтели, Зверь отважный поневоле
И кружатся, и летят; Скрыться где- нибудь спешит.
Лишь в бору поникши ели Ночью месяц тускл и поле
Зелень мрачную хранят… Сквозь туман лишь серебрит.
А. Плещеев
Осень наступила, Туча небо кроет,
Высохли цветы, Солнце не блестит.
И глядят уныло Ветер в поле воет,
Голые кусты. Дождик моросит.
Вянет и желтеет Воды зашумели
Травка на лугах. Быстрого ручья.
Только зеленеет Птички улетели
Озимь на полях. В теплые края.
Песня «Падают листья» музыка Красева
Ведущий
Ранняя осень яркая, хлебосольная, а поздняя мрачная и холодная. Напомните пожалуйста, какое музыкальное произведение рисует нам позднюю осень.
Правильно. Пусть эта музыка встретиться с прекрасными стихами.
Фоном звучит А. Вивальди «Времена года». Концерт «Осень» 2-я часть.
А. С. Пушкин (читают мамы)
Уж небо осенью дышало, Встает заря во мгле холодной;
Уж реже солнышко блистало, На нивах шум работ умолк;
Короче становился день, С своей волчихою голодной
Лесов таинственная сень Выходит на дорогу волк;
С печальным шумом обнажалась, Его почуя, конь дорожный
Ложился на поля туман, Храпит – и путник осторожный
Гусей крикливых караван Несется в гору во весь дух;
Тянулся к югу: приближалась На утренней заре пастух
Довольно скучная пора; Не гонит уж коров из хлева,
Стоял ноябрь уж у двора… И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке, распевая дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
Ведущий
Настроение грусти часто связано с осенью, но всегда ли она грустна?
Конечно нет. В царские времена традиционно устраивали охоту. П. И. Чайковский посвятил охоте это произведение.
Времена года. Сентябрь. Охота.
Осень – время сбора урожая.
«Урожайная полька»
Осень. Как красиво все вокруг.
А. Твардовский «Лес осенью»
Меж редеющих верхушек Птиц не слышно. Треснет мелкий
Показалась синева. Обломившийся сучок,
Зашумела у опушек И, хвостом мелькая, белка
Ярко- желтая листва. Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней-
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпку набекрень.
С. Есенин
Нивы сжаты, рощи голы, Дремлет взрытая дорога.
От воды туман и сырость. Ей сегодня примечталось,
Колесом за сини горы Что совсем – совсем немного
Солнце тихое скатилось. Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
П. И. Чайковский «Времена года». Ноябрь «На тройке».
Ведущий
Много примет у осени, расскажите о них.. И одна из привет о птицах, улетающих в дальние страны.
В. Благинина «Стрижи»
- Улетели сегодня стрижи…
- А куда улетели, скажи?
- А туда улетели они,
Где на солнышке греются дни,
Где совсем не бывает зимы.
Но милее им все- таки мы!
И они прилетят по весне
И опять засвистят в вышине.
А. Фет
Ласточки пропали, Лучше б снег да вьюгу
А вчера зарей Встретить грудью рад!
Все грачи летали Словно как с испугу
Да, как сеть, мелькали Раскричавшись, к югу
Вон над той горой. Журавли летят…
С вечера все спится, Выйдешь- поневоле
На дворе темно. Тяжело- хоть плачь!
Лист сухой валится, Смотришь- через поле
Ночью ветер злится Перекати- поле
Да стучит в окно. Прыгает, как мяч.
музыкально - ритмическая композиция "Перелетные птицы"
Ведущий
Я очень люблю осень и считаю ее самой настоящей художницей. Вы согласны со мной?
И. Михайлова «Как обидно»
Осень длинной, тонкой кистью А ветер щеки толстые
Перекрашивает листья. Надул, надул, надул
Красный, желтый, золотой, - И на деревья пестрые
Как хорош ты, лист цветной! Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет, лишь ветки видно.
Ведущий
Хотите встретиться с Осенью?
Музыка пусть зазвучит,
Осень в гости к нам спешит.
Под музыку входит художница Осень.
Осень
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Шла я по лесным дорожкам, разукрашивала листья деревьев в разные цвета: красный, желтый, оранжевый. А тут вижу, птицы перелетные ко мне летят: «Осень – художница, тебя детки к себе в гости зовут». Вот я и пришла к вам в гости да не просто так, а с моими друзьями – красками.
Посмотрите сколько у меня здесь разных цветов (показывает палитру с красками). А кто из вас, ребятки, знает, каких цветов эти краски? А к каким тонам они относятся? (теплые, холодные). Вы просто молодцы.
Ведущий
Осень, рады мы твоим ярким краскам. А лес, просто не узнать, стоит точно терем расписной.
И. Бунин «Листопад» (читает мама)
Лес, точно терем расписной….
Ведущий
Девочки, возьмите листочки, устроим терем расписной.
Музыкально ритмическая композиция с листьями «Осенняя фантазия»
Н. Некрасов
Славная осень! Здоровый ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед не окрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Осень
Знаете, дорогие ребята, все хожу я, хожу, разукрашиваю листочки, пейзажи красивые создаю. Очень мне нравится это занятие, но вот сегодня что-то устала я. И хотела бы попросить вас с вашими гостями помочь мне нарядить лес. Вы согласны? Вот и хорошо. А рисовать вы любите?
Песня «Дети любят рисовать» музыка Шаинского
Ведущий
Осень мы тебе поможем. Приглашаем всех в группу.
Командам раздаются листы белой бумаги. И дается задание с помощью полученных материалов создать осенний пейзаж – помочь Осени.
(звучит музыка Чайковского, Прокофьева, Вивальди, Шостаковича)
Осень
Ой, какая красота получилась! Просто загляденье! Молодцы! В создании работ вам помогали не только мои друзья – краски, карандаши, пластилин, но и ваши гости. Сегодня вы работали вместе и посмотрите, как замечательно все получилось. Я так рада!
Спасибо всем за гостеприимство, и я в долгу не останусь: примите от меня угощение.
А мне пора возвращаться, у меня еще очень много работы. Да и лесным жителям нужно помочь приготовиться к приходу моей старшей сестрицы – Зимы. До свидания!